Горы, люди, настроение

 На минувшей неделе в Музее изобразительных искусств им. А. Ткаченко открылась 15-я выставка республиканского фотоклуба «Свой стиль». 13 авторов представили более ста работ в разных жанрах фотографии.
 На открытии выставки было так многолюдно, что за зрителями сложно было увидеть фотографии, даже передвигаться по залам музея было сложно в такой толпе – давно, наверное, изомузей не видел такого наплыва посетителей.
 Большинство работ на выставке – пейзажная цветная фотография, главная тема которой – горы. Это вполне понятно и естественно для любого, кто видел их хоть раз, – горы завораживают, восхищают и служат источником вдохновения для многих людей искусства. Работы Тенгиза Мокаева, Заура Ворокова и Хасана Журтова – тому подтверждение. Великолепные пейзажи и натюрморты авторства руководителя фотоклуба «Свой стиль» Ивана Лукьяненко традиционно собирают большое количество зрителей. Умение находить сказочно красивые места в окрестностях Нальчика, выстраивать кадр, экспериментировать с цветом и светом – этим Иван давно покорил любителей фотоискусства. Стоит отметить и замечательные монохромные портреты Александра Подвы. Пойманные ли случайно в толпе, на улице или позирующие специально, люди на снимках Александра не совсем обычны. Каждый из его героев застигнут в «момент настроения», и этим настроением невольно заражается зритель.
 Выступая на открытии выставки, министр курортов и туризма КБР Мурат Шогенцуков говорил о том, что подобные выставки, где представлены высокохудожественные фотографии уникальной природы нашей республики, популяризируют и ее достопримечательности, и ее в целом – как интересный регион с прекрасной природой.
- Это только на первый взгляд кажется, что сделать хороший кадр просто, - сказал он. – Это не так. Хороший кадр – результат долгого и кропотливого труда неравнодушных людей, любящих свою родину.
- Каждый год на своей выставке фотохудожники преподносят нам сюрприз, - признался председатель Союза художников КБР Геннадий Темирканов. – С каждым годом их работы становятся все лучше, мастерство растет, восхищение зрителей тоже. Каждый мастер на этой выставке неповторим, узнаваем по собственному стилю, почерку, и при этом сама выставка совершенно гармонична – разножанровые работы в единой концепции выглядят естественно. Каждый из авторов давно нашел свой стиль, думаю, зритель тоже найдет свой – тот, что ему по душе.
Иван Лукьяненко поблагодарил всех присутствующих за поддержку и внимание к работам и пообещал и впредь радовать зрителей новыми работами и новыми выставками.
- Иван, большинство авторов работ на сегодняшней выставке – профессионалы или любители?
- Если понимать под профессионализмом возможность зарабатывать деньги фотографией, если фотография – твой единственный источник дохода, то профессионалов здесь мало: Элина Караева – фотокорреспондент, я – владелец фотостудии. А если говорить о профессионализме как о мастерстве, то здесь, пожалуй, все – профессионалы. Ну, или такие любители, которые и профессионалам фору могут дать!
- Талантливый фотохудожник это в первую очередь что? Опыт? Современная техника? Умение «чувствовать момент»?
- Все это важно, конечно, но важнее всего «умение увидеть». Это действительно не всем дано! Можно собрать в одном месте десять фотографов, и они сделают разные снимки, потому что каждый видит что-то свое. Мы как-то с другом гуляли по горам и снимали виды. Потом, когда просматривали кадры, он сокрушался: «Ну вот почему у тебя есть чем полюбоваться, а у меня – нет, ведь по одним местам гуляли». Кто-то пройдет мимо травинки, на которой блестит капля росы, а кто-то с восторгом начнет ее снимать, сделает много кадров со всех ракурсов и найдет тот самый единственный, нужный.
- «Умению видеть» можно научить?
- Это талант, который в человеке должен присутствовать изначально и который можно развивать. Это как…ну, например, в балете: у талантливого артиста балета должны быть природные пластика, слух, соответствующие физические данные и все это надо бесконечно развивать, работать над этим. Так же и в фотографии. Это талант, труд и вообще затратное дело – в плане и сил, и денег.
- Каких сил? Поймал кадр – нажал на кнопку. Каких денег? Распечатал, в рамку и – на стену!
- Вот все восхищаются работами Мокаева и Журтова, например, – какие горные пейзажи! А они днями ходят по горам за хорошими кадрами. Я как-то попробовал – взял рюкзак, два фотоаппарата, два объектива и пошел в горы снимать… В общем, ненадолго меня хватило, нелегко это. И в плане финансов фотография тоже дело непростое. Хорошие фотоработы должны достойно выглядеть на выставке, поэтому мы стараемся использовать для их распечатки лучшую бумагу – японскую, лучшие багеты – итальянские. А это очень недешево…
- Сейчас существует масса программ, позволяющих улучшить фотографии – фильтры, панорама, устранение дефектов и т.д. Наверняка же стало легче работать, чем лет 10-15 назад. Ваш снимок с осенней Кизиловки выглядит не как снимок, а как очень талантливо сделанная акварель. Неужели без фильтров?
- Я не могу спорить с тем, что хорошая техника для фотографа – одна из составляющих успеха. Но не программы, не фильтры делают по-настоящему хороший снимок, а человек и обстоятельства. Это очень важно – попасть в нужное место в нужное время, с нужным светом и тенью… Я раз десять гулял по Кизиловке и только раз поймал этот момент – тот самый туман, в котором природа кажется размытой, как на акварели.
- Сегодня стало немного даже обидно за художников – давно я не видела такого количества людей на открытии художественных выставок. Даже не знала, что фотография как искусство так популярна в нашей республике.
- Было время, когда наши выставки собирали еще больше людей. И, думаю, еще будет. Да, фотография действительно популярна. Здесь сегодня и любители, и настоящие ценители. Вторых немного, но они есть.
- Расскажите немного о фотоклубе. 
- Он существует полтора десятка лет, объединяя фотохудожников самых разных профессий и возрастов. Младшему немного больше 20, старшему за 80. Основной костяк это человек 15, а вообще членов в клубе намного больше. Для чего он нужен? Для общения, обмена опытом. А потом, мы же люди творческие и, как все творческие – тщеславны. Мы хотим, чтобы наши работы видели люди, обсуждали их, хвалили… 
- Куда деваются работы, когда выставка закрывается? Вы ведь сами говорили, что тех, кто зарабатывает деньги фотографией, в клубе немного, значит, далеко не все могут свои работы продать?
- Иногда фотоработы продаются. Но чаще всего дарятся хорошим людям. У моих друзей, например, мои фотоработы не только на стенах висят, но и стоят в «запасниках».

Г. Урусова, фото автора.

Свежие номера газет Советская молодежь


31.10.2018
24.10.2018
17.10.2018
10.10.2018