24 января, 2024 - 13:05
Это была очень сильная шестерка лауреатов – до финала регионального этапа конкурса «Учитель года-2023» дошли шестеро педагогов из Урванского, Зольского, Баксанского района, городов Баксан и Нальчик. Пока подсчитывали баллы за все задания, жюри бурно спорило о кандидатах на победу и призерство. Мнения разделялись, но в одном все были единодушны – такой сильной шестерки последние лет десять не было точно. Тогда же и родилась идея написать обо всех шести лауреатах конкурса в нашей постоянной рубрике «Портрет на фоне школы».
Наша газета расскажет обо всех учителях, вышедших в финал регионального конкурса «Учитель года» – все они заслуживают внимания и интереса, все профессиональны и талантливы. Мы уже познакомили наших читателей с четырьмя представителями «великолепной шестерки» – учителем физики лицея для одаренных детей ДАТ «Солнечный город» Эльдаром Суйдюмовым, учителем информатики и ИКТ нальчикской СШ №9 Олегом Кочетовым и учителем истории кишпекской школы им. В.М. Кокова Азаматом Шаовым, заместителем директора по учебной части СШ №4 г. Нарткалы Инной Альборовой. Сегодня в нашей рубрике пятый лауреат – учитель истории и обществознания СШ №4 г. Баксана Карина Кочесокова.
В жюри мы за глаза ее называли Кариночка. В процессе конкурса, конечно, Карина Мухамедовна, но Кариночка ей больше шло. И не только потому, что она была самая юная и малоопытная из конкурсантов – всего 25 лет и 5 лет педагогического стажа, – даже при своем малом опыте она показала себя профессионалом, а, скорее, из-за ее почти детской искренности, открытости и восторженности. Такая «умница-отличница» с кучей грамот и наград, всегда готовая всем помочь и всегда пребывающая в прекрасном настроении. Потом оказалось, и вправду умница-отличница – в школе за успехи в учебе награжденная путевкой в знаменитый «Орленок» и ставшая лауреатом всероссийской программы по поддержке талантливой молодежи, а в студенчестве – стипендиатом главы КБР.
- Карина, с такими успехами в учебе можно было выбирать любые вузы и специальности, почему именно педагогика?
- Изначально я выбрала историю и обществознание – мои любимые предметы в школе. Мне всегда они были интересны, и я мечтала поступить на исторический факультет. Но мама настаивала на экономическом.
- Ну да, как мне когда-то сказали выпускники одной из нальчикских школ, «экономика и юриспруденция – две самые любимые специальности всех родителей в нашей республике».
- В Нальчике, может, и две, а у нас в Баксане только одна – экономика! У нас, баксанских, все, что касается экономики и финансов, всегда вызывает интерес. Но, если серьезно, я не хотела идти против маминых желаний и, конечно, подала документы на экономический в КБГУ. Другие вузы даже не обсуждались – я у мамы одна, и о том, чтобы уехать за пределы республики, речь вообще не шла. Но при этом я уговорила ее разрешить мне подать документы и на исторический – ну, на всякий случай. И он произошел, этот случай – как потом оказалось, счастливый для меня. Я прошла по баллам на бюджет на специальность «история», а на «экономику» на очное обучение не прошла, только на заочное. Решили так: чтобы год не терять, я буду учиться на историческом очно и экономическом заочно одновременно, а через год еще раз попытаюсь на очную «экономику» поступить. Но через год я уже просто не представляла себя вне моего любимого «истфака», с головой ушла в студенческую жизнь – староста в группе, активная участница всех научных и творческих мероприятий. Я совершенно не хотела переходить на другую специальность! В общем, так и закончила свой «истфак», проведя замечательные годы в университете. Экономический тоже закончила, диплом дома лежит, как я говорю: «мамин диплом».
- Было понимание того, что после получения диплома если не в науку, то в школу – преподавать историю?
- Конечно! Я совершенно осознанно выбрала педагогику и школу. Во-первых, я люблю детей. Во-вторых, мне реально интересно делиться с ними знаниями, а в-третьих, учитель – хорошая профессия для женщины, которой очень важна ее семья. Хорошая, если, конечно, не брать большую нагрузку. У меня, правда, большая – две ставки плюс классное руководство, я преподаю историю и обществознание во всех классах с 6 по 10, и еще у меня классное руководство в шестом. Но это я замещаю коллегу, можно и на одну ставку работать, и на полторы – тогда времени на семью будет больше. Хотя мне и сейчас его хватает.
- Учителя говорят в таких случаях: когда хватает времени на семью, не хватает денег. То есть хорошо заработать педагог может только перерабатывая, на одну учительскую ставку особо не разгуляешься. Каждый раз, когда я слышу размышления чиновников на тему «как нам поднять престиж профессии учителя?», я думаю: это ведь так просто – зарплату поднимите, и все! А как бы ты ответила на этот популярный вопрос?
- На самом деле, наша профессия всегда вызывала и вызывает уважение, любой нормальный человек понимает ее значимость, ее важность. Но, узнав, сколько в среднем получает учитель, тот же нормальный человек испытывает недоумение, такой внутренний интеллектуально-эмоциональный конфликт: ну как так – все говорим о важности профессии учителя и при этом допускаем, что у них зарплаты, мягко говоря, невысокие. Я за 5 лет работы не сталкивалась с неуважением по отношению к моей профессии, а вот с таким недоумением – часто. Правда, в последние несколько лет педагогам увеличили выплаты, что, конечно, радует.
- Самый первый свой урок помнишь?
- Да, это была история древнего мира в пятом классе. Ждете, что я буду рассказывать, как волновалась? Вообще не волновалась, нисколечко! Я делала любимое дело, я рассказывала интересный материал – с чего мне волноваться? Я вообще легко и быстро «сошлась» с детьми и влилась в коллектив, думаю, это в первую очередь заслуга коллектива. И Марина Михайловна Богатырева – директор школы, и Юза Юрьевна Хажирокова – завуч – очень меня поддержали, как и заведующая методическим объединением учителей истории и обществознания Русана Арсеновна Эльмесова. Со мной с удовольствием делились опытом и советами, безоговорочно помогали, в общем, с наставниками мне действительно повезло.
- Кстати, почему ты после окончания университета не пришла работать в свою школу, которую окончила?
- В школе, в которой я училась, действительно замечательные учителя – именно они помогли мне определиться с профессией. Но я не могла представить, как я – их вчерашняя ученица – стану их коллегой и буду с ними как бы на равных. Мне казалось, что я бы никогда не смогла видеть в них коллег, а не своих вчерашних школьных учителей.
- Сейчас ты – классный руководитель у шестиклашек, вспомни себя в таком возрасте и скажи, сильно ли нынешние дети отличаются от вас, двенадцатилетних?
- То есть как изменились дети за последние 13 лет? А знаете, не очень-то сильно, они не отличаются от нас того времени как-то кардинально. Так же, как мы, «залипают» в телефонах и компьютерах, любят сериалы и мультики, такие же непоседы, такие же любознательные. Правда, мы «залипали» больше ВКонтакте и в Одноклассниках, а они в Тик-Токе. Они вообще любители коротких видео – в несколько десятков секунд – и посмотреть, и снять. Это, кстати, не идет им на пользу – многим сложно фокусировать свое внимание на чем-либо дольше минуты. А еще они – очень многие из них – с самого раннего возраста, что называется, на «ты» с информационными технологиями: в 12 лет они уже программируют, решают сложные задачи по информатике. Мы такими не были.
Да, дети не сильно изменились за последние 13 лет, а вот многие родители стали другими, они не такие, какими были наши родители 13 лет назад. Возможно, из-за того, что сейчас очень много литературы по психологии, в которой утверждается, что «ребенку можно все», снимаются запреты, осуждается контроль. Его нельзя поругать за шалости – «это же ребенок», нельзя загружать уроками – «это же ребенок», даже замечание порой сделать нельзя – родители яростно кидаются защищать свое чадо. Я согласна с психологами, утверждающими, что родители в любом конфликте всегда должны быть на стороне своего ребенка, но я за то, чтобы потом, наедине, они разобрали этот конфликт детально, справедливо выяснив, кто и в чем неправ и как надо было поступить.
Своих учеников с пятого класса я учу тому, что они уже взрослые люди и должны нести ответственность за свои поступки, и отношусь я к ним тоже как к самостоятельным людям, к личностям, не только с любовью, но и с уважением. Провинился – давай разберемся, почему так случилось, если ты не прав – признай это и впредь постарайся так не поступать. Родители же зачастую делают все наоборот, внушая детям: в любом конфликте ты прав, ты ребенок и никто не может тебя поругать и наказать. Конечно, далеко не все родители придерживаются таких методов воспитания, но, увы, таких становится все больше. Не представляю, чтобы мне мама в 12 лет говорила: «Никого не слушай, ты всегда права, и пусть только попробуют тебя поругать! Ты ребенок, тебе все можно!» И вообще не помню, чтобы мы в таком возрасте безнаказанно ругались с учителями, огрызались, демонстративно плохо вели себя на уроках. Понимали, что, во-первых, это неправильно, ведь учитель – старше, и он учитель, в конце концов. Для нас учителя были непререкаемыми авторитетами. Во-вторых, мы понимали, что если о наших проступках узнают родители, то нам не поздоровится. Сейчас же в любых проступках учеников некоторые родители склонны винить… учителей! А нередко и перекладывать воспитание детей полностью на учителей.
- Если тебе завтра муж скажет: «Уходи с работы, сиди дома, воспитывай наших детей, я полностью обеспечу», – согласишься? То есть, если выбирать между семьей и работой, что бы ты выбрала?
- Я уже получала от него такое предложение. Объяснила, что пока не вижу смысла уходить с работы – работа не мешает моей семье. Даже при том, что я работаю на две ставки и имею классное руководство, а это значит быть на связи со своими детьми и их родителями 24 часа в сутки. Вот правда не мешает! Я успеваю всем уделять внимание. Если почувствую, что перестаю успевать, то сделаю свой выбор, и этот выбор будет однозначно в пользу семьи. Знаете, у меня был такой момент… В общем, когда я готовилась к конкурсу «Учитель года», я сутками была занята. Огромное спасибо, к слову, всем, кто мне помогал – коллегам, администрации школы, представителям районного департамента образования. Конкурс мне вообще очень много дал – это была прекрасная возможность поучиться у своих коллег, перенять их опыт. Он принес мне очень много приятных открытий, в том числе меня поразила вовлеченность в конкурсный процесс министра просвещения республики Анзора Езаова – видно было, что ему это все интересно, что он переживает за каждого конкурсанта, радуется нашим хорошим открытым урокам и мастер-классам.
Так вот, когда я готовилась к конкурсу, а это был сложный процесс, я днями и ночами была занята и не могла уделять много времени семье. Как-то в очередной вечер я сидела за работой, а мой трехлетний сын Имран, или, как он сам себя называет, Лямчик, играл рядом, периодически ко мне с чем-то обращаясь. Но я была так занята, что почти не обращала на него внимания. И вдруг он подошел ко мне и, заглядывая в глаза, сказал с отчаянием: «Мама, вот Лямчик, вот он!» Знаете, мне прям до слез стало его жалко… Я тогда зареклась больше никогда не участвовать в конкурсах, которые отнимают столько времени, что его не остается на семью, моя семья никогда не будет обделена вниманием, это самое ценное, что у меня есть. Но после нее сразу – любимая работа!