15 декабря, 2023 - 15:34
Это была очень сильная шестерка лауреатов – до финала регионального этапа конкурса «Учитель года» дошли шестеро педагогов из Урванского, Зольского, Баксанского района, городов Баксан и Нальчик. Пока подсчитывали баллы за все задания, жюри бурно спорило о кандидатах на победу и призерство. Мнения разделялись, но в одном все были единодушны – такой сильной шестерки последние лет десять не было точно. Тогда же и родилась идея написать обо всех шести лауреатах конкурса в нашей постоянной рубрике «Портрет на фоне школы». До конца этого года, объявленного Годом педагога и наставника, мы познакомим вас со всеми учителями, вышедшими в финал регионального конкурса «Учитель года» – все они заслуживают внимания и интереса, все профессиональны и талантливы.
Мы уже познакомили наших читателей с тремя представителями «великолепной шестерки» – учителем физики лицея для одаренных детей ДАТ «Солнечный город» Эльдаром Суйдюмовым, учителем информатики и ИКТ нальчикской СШ №9 Олегом Кочетовым и учителем истории кишпекской школы им. В.М. Кокова Азаматом Шаовым, сегодня знакомим с заместителем директора по учебной части СШ №4 г. Нарткалы Инной Альборовой.
Еще два месяца назад я бы написала «с учителем русского языка и литературы нарткалинской гимназии №1 Инной Альборовой» – не успела: в новую школу в Нарткале, открывшую свои двери в сентябре этого года, Инну Хасановну пригласили работать завучем. Что никого из ее коллег, кажется, не удивило. На конкурсе «Учитель года-2023», обсуждая итоги одного из заданий – «Если бы министром просвещения был я…», жюри сошлось во мнении, что «Инна Хасановна была бы прекрасным администратором, у нее все качества для этого есть». Не уверена, что с ним согласились бы ее ученики, категорически не желающие отпускать любимого учителя в другую школу. «Новый учебный год я начала в своей родной гимназии, даже классное руководство взяла, - вздыхает она. – А потом меня пригласили работать завучем в другую школу. Когда уходила, мы все плакали – и я, и дети. Шесть лет в гимназии, я срослась в ней с коллегами, с учениками, думаешь, мне просто было уйти?»
Мне довелось побывать на ее уроке литературы, и, поверьте, это был один из лучших уроков, которые мне вообще когда-то приходилось видеть. Педагог она замечательный однозначно и, пожалуй, единственный в моей журналистской практике, который никогда не хотел быть педагогом, а если когда-то задумывался о педагогике и о работе в школе, только с мыслью «вот это точно не мое». Она это и сейчас не скрывает, утверждая, что это не она выбрала школу, а школа выбрала ее.
- Вот прям обстоятельства тебя вынудили прийти в школу работать? – мы с Инной Хасановной давно знакомы и когда-то даже были коллегами, поэтому на «ты». – Расскажи, про эти обстоятельства и как получилось, что ты, нальчанка, живешь и работаешь в Нарткале, принципиально не желая перебираться в столицу республики.
- После школы я целенаправленно выбрала филфак КБГУ – потому что очень любила и люблю русский язык и русскую литературу. Кстати, этому поспособствовала и моя учительница русского языка в нальчикской школе №11, где я училась, а ныне директор Татьяна Александровна Тхагапсова, она была прекрасным предметником, у нее на уроках всегда было интересно. Но, поступая на филфак, я мысли не допускала, что пойду преподавать в школу. Думала: грамотные люди во всех сферах жизни нужны, что-нибудь интересное найду. Получив диплом бакалавра, совершенно случайно устроилась в газету – в «Молодежку» – секретарем-помощником главного редактора.
- Да, помню, что ты уже через два-три месяца начала пробовать писать, и мы – корреспонденты – это поощряли.
- Мне все нравилось в «Молодежке» – люди, атмосфера, работа. Я, может быть, еще надолго бы у вас задержалась, но главред Мухамед Карданов однажды, вернувшись с какого-то совещания, сказал мне, что министр просвещения республики ищет пресс-секретаря, и спросил, не хочу ли я попробовать поработать в пресс-службе, ведь я «из должности просто секретаря уже выросла». Я подумала, почему бы не попробовать. Это было лет 15 назад, пресс-службы тогда только начали формироваться в то, что они представляют сейчас. Помню, как я сделала резюме, собрала в папку вырезки своих публикаций и пришла на собеседование к тогдашнему министру – серьезная такая, почти журналист. Он меня взял на работу.
Мне нравилось работать в пресс-службе нашего Минпроса. Это была очень активная и живая работа – пресс-конференции, круглые столы, командировки, постоянное общение с журналистами и представителями педагогического сообщества со всей республики. Но даже тогда я не представляла себя педагогом.
- Так почему же ушла? У тебя это действительно хорошо получалось!
- Так я в декрет ушла! Вышла замуж, переехала к мужу в Нарткалу, получила степень магистра и ушла в декрет на 4 года, родив двух детей.
Через 4 года, когда надо было выходить из декрета, я решила, что буду работать в Нарткале, в Нальчик не вернусь. Я живу в Нарткале с семьей, мне нравится этот город, почему я должна каждый день ездить в Нальчик? Я и на благо Нарткалы с удовольствием поработаю, с радостью что-то полезное для нее сделаю.
Я никогда не скрывала, что не против работать в административной структуре. Руководителем, разумеется, и при этом честно подниматься по служебной лестнице. Что в этом плохого?
- Да ничего. «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом».
- Но, увы, подходящих по всем параметрам должностей для меня не было. Вот тогда я и решила «немного поработать в школе». «А что? – рассуждала я. – Школа рядом с домом, даже полная ставка – это работа всего на полдня, у меня будет много времени на семью и детей». Ох, если бы я знала, как сильно я ошибаюсь… Знаешь, если образно говорить, я как будто эту работу «только пальцем потрогала и не заметила, как она меня всю затянула». Неожиданно выяснилось, что школа – это, даже если у тебя одна ставка, работа чуть ли не 24 часа в сутки без выходных и отпуска. Если ты преподаешь русский и литературу, то у тебя постоянно горы тетрадей для проверок. Когда их проверять? Ночью, конечно! Как в известной игре: «Город засыпает, просыпается учитель русского языка и… проверяет тетради с диктантами и сочинениями!» А если ты классный руководитель, то вопросы своих учеников с ними и с их родителями ты решаешь круглые сутки и без выходных. Еще и внеклассная работа, и «Точки роста», где ты занимаешься с детьми дополнительно. Не знаю, как бы я, имея двух маленьких детей, справилась без помощи свекрови.
- Не первый раз слышу о какой-то тотальной занятости учителей и каждый раз вспоминаю, что у любого человека, работающего «по госстандарту» – 5 дней в неделю по 8 часов, в неделю выходит 40 рабочих часов – это ставка. А у учителя ставка – 18 часов в неделю, даже если на две ставки работать, это все равно меньше обычных 40 часов! Почему вы все время жалуетесь на загруженность и усталость!
- Сейчас очень многие учителя работают на полторы или на две ставки, а это, представь, 6 уроков каждый день в разных классах. Если ты действительно любишь свою работу, то у тебя каждый урок будет «на высоте», на каждом будешь полностью выкладываться. Тут после трех таких уроков ты как лимон выжат, а если их 6 каждый день?! А после уроков у тебя «допы» или внеклассные мероприятия, а потом «работа с документацией» – планы, методички, а дома проверка тетрадей… И так 6 дней в неделю. Хотя почему 6? По воскресеньям тоже приходится какие-то рабочие вопросы решать. Представь, что в классе 30 человек, и объясни всем им тему «деепричастный оборот», например. И учти, что у всех разные интеллектуальные способности, многие отвлекаются, они же тоже устают к четвертому-пятому уроку. Потом опроси их. Потом дай небольшой диктант, который ты проверишь дома ночью… Да, каждый день. Усталость копится, копится… И вот ты уже мечтаешь только об отдыхе. Это вредит профессиональным качествам, ведь хороший учитель – не уставший учитель. У меня и полторы ставки было, и две, и классное руководство, и трудный класс, я знаю, о чем говорю. Каждый день, несмотря ни на что, учитель должен быть бодр, активен, молод душой и готов к экспериментам на уроках, к походам с детьми в горы, к экскурсиям в другие города, к катанию на карусели со своим классом, наконец! Он должен всегда быть с детьми на одной волне. Может, поэтому хорошие учителя долго не могут уйти на пенсию – потому что они и в свои 75-89 молоды душой.
- Чего же ты, все эти сложности профессии на себе ощутив, из школы не сбежала?
- Уже не могла. Во-первых, затянуло – оказалось, что это реально интересная профессия! Во-вторых, влюбилась в коллег и детей. Мне вообще удивительно везет на рабочие коллективы, как с «Молодежки» началось, так и до сих пор. Когда работала в Минпросе, там тоже были замечательные коллеги – профессионалы и хорошие люди. А в гимназии какой коллектив! Мои старшие коллеги Наталья Жилова и Людмила Блиева – уникальные учителя, со своими методиками, учиться у таких – и удача, и счастье. Мне повезло, что они стали моими наставниками, горжусь, что у них училась профессии. Да вообще вся администрация гимназии во главе с директором ко мне очень тепло отнеслась, все готовы были помогать, учить, поддерживать. Мне хотелось, чтобы они меня хвалили, видя, что у меня получается, что я хороший педагог, поэтому я, конечно, очень старалась. Мне некогда было думать о трудностях, я погружалась в профессию.
Вот что сейчас в голову пришло… А ведь эти учителя, у которых по 35-40 лет стажа, свои интересные методики, свой стиль работы – они же потихоньку уходят на пенсию, и я со страхом думаю, а будут ли еще такие, как они, чтобы молодым педагогам было, чему и у кого учиться.
- Какие самые большие проблемы у учителя русского языка и литературы сегодня?
- Никаких секретов не открою, если скажу, что самая большая наша проблема в том, что дети очень мало читают. Хотя почему это только наша проблема? Она общая, в том числе всех родителей. Из-за этого страдает грамотность, речь, кругозор. Мало читающих детей, еще меньше тех, кто хочет и может обсудить прочитанное – а это тоже очень важно.
- По-моему, эту проблему не учитель должен решать, а родители в раннем детстве ребенка – в читающих семьях редко вырастают не читающие дети. Я, например, не представляю, как заставить десятиклассника читать «Войну и мир». У тебя есть методы?
- Конечно, насильно не заставишь, тут иногда радуешься, если хоть краткое содержание прочитали. Но иногда даю детям ссылки на экранизацию классиков русской литературы – многим это проще и интереснее, чем читать. Вожу детей по лермонтовским местам, мы даже там проводили уроки. Вывожу детей на спор, ну, например: скажите, кто, по-вашему, Печорин – эгоист или злодей? Несчастный человек или «самовлюбленный красавчик»? Говорите, спорьте со мной и друг с другом, спрашивайте, размышляйте вслух! Давайте вместе обсуждать книги, авторов, героев. Мне нравится, когда у них загораются глаза и начинается спор – для меня это счастье и лучшее, что есть в профессии.
- Но ты все равно ушла «в завучи», лишившись этого счастья?
- Я преподаю! У меня осталось 8 часов в неделю, вон, видишь, на шкафу кипа тетрадей. Это все мне дома проверять.
Думаешь, я не размышляла и не мучилась вопросом: уходить ли мне завучем в другую школу? Аргументы «за» перевесили. Во-первых, я научусь чему-то новому для себя, во-вторых, попробую себя, как и хотела, на административной работе, в-третьих, я всегда могу вернуться обратно – я ведь не перестала быть учителем.
- Чему научилась за два месяца в должности завуча?
- Я предполагала, что тут будет много работы, но что столько… Расписание уроков, электронный журнал, табель учета рабочего времени сотрудников, методическая работа, контроль качества преподавания… и это еще не все обязанности завуча. Шесть лет в гимназии я была учителем-филологом, здесь же, кроме этого, я еще и понемногу бухгалтер, математик, специалист по информационным технологиям, юрист и т.д. Только не подумай, что я жалуюсь, мне это интересно.
- Значит, нелюбимая когда-то педагогика теперь – на всю жизнь?
- Конечно, на всю жизнь, у меня же двое детей! Я ничего не загадываю, возможно, я в бизнес захочу уйти. В бизнесе я себя еще не пробовала. Но мысль о том, что всегда смогу вернуться учителем в школу, греет.