19 марта, 2023 - 11:55
Признаюсь по секрету, я каждый год жду эту «Медиабитву» и особенно лучшего, как мне кажется, ее конкурса – «Фотокосплей». Эта «битва» – ноу-хау нальчикской школы №33 – самой влюбленной в медиа школы в республике. Ну, ладно, не совсем ноу-хау, идеи не новы, тот же фотокосплей, ставший сегодня уже отдельным видом искусства, по признанию Елены Пышной – заместителя директора школы по научно-методической работе и одного из организаторов и идейных вдохновителей всего школьного «медиахолдинга» и его конкурсов, она подсмотрела в художественной школе Прохладного. Там этот конкурс проводили так вдохновенно, талантливо и самозабвенно, что очень захотелось нечто подобное повторить в родной школе. Повторили и … понеслось! Вот уже пятый год остановиться не могут.
Мы уже не раз писали об их школьном «медиахолдинге» «Ёж», куда входит кинофестиваль «Окно в кино», газета «МолодЁЖка» – между прочим, тезка нашей, конкурсы «Медиабитва» и «Научный переполох». Не успеваем написать про что-то одно, они тут же придумывают нечто новое. Причем с каждым годом во всех этих конкурсах участвуют все больше и больше школьников. Начиналось все со старшего школьного звена (всех, кроме одиннадцатиклассников, их традиционно «трогать нельзя потому что ЕГЭ и репетиторы»), потом подтянулось среднее звено, сейчас видеоролики на заданную тему снимают даже малыши. В этом году к конкурсу «Научный переполох», приуроченному традиционно к Неделе науки, подключились все, исключая первоклашек. Второклассники снимали ролики, «оживляя» сказки, третьеклассники делали видеорассказы о народах России, ученики четвертых классов записывали инсценированные патриотические песни, пятых – снимали трейлеры к книгам, шестых – делали ролики о научных опытах, седьмых – снимали научные репортажи, восьмых – сошлись в «Медиабитве». Это такой многоэтапный творческий конкурс, в который входит и оценка журналистского мастерства. Он состоит из двух туров – очного и заочного, заочный – это конкурс рекламных роликов школьных предметов (а вот попробуйте расхвалить математику или ОБЖ так, чтобы всем стало понятно, как это здорово и интересно!) и конкурс фотокосплея – повторюсь, не новая, в общем-то, идея, но довольно интересная: выбираем картину – автор не важен – и стараемся в точности ее повторить, подбирая персонажей, декорации, костюмы… Потом: «Внимание, снимаю!» и… сравниваем фотографию с оригиналом.
В «Медиабитве» есть еще очный этап, там уже совсем про журналистику – викторина по типу телевизионной «Своей игры», только не с личным, а командным зачетом, состязание в редактуре и корректуре, конкурс дикторов, ну, в общем, это не так интересно, как фотокосплей.
- У детей этот конкурс тоже один из самых любимых, - говорит Елена Пышная. – И у их родителей, и у учителей. Обычно, когда мы объявляем о начале «Медиабитвы», сталкиваемся со вздохами классных руководителей: «Это все опять на нас ляжет, и так времени ни на что не хватает», и недоумением родителей: «Учеба главное, а вы опять что-то придумали!» Очень скоро все – и дети, и учителя, и классные руководители, и родители, да что там родители, все родственники детей, оказываются втянутыми в грандиозный замысел косплея выбранной картины. У всех в глазах – вдохновение и азарт! Все спорят, все намерены непременно выиграть в конкурсе, шьются костюмы и по всей родне собирается реквизит… Да-да, для одного единственного снимка! Иногда, конечно, все обходится «малой кровью»: помните победителей прошлого года – двух сестер, копирующих картину Богданова-Бельского «Ученицы»? Так там девчонкам в качестве реквизита и костюмов понадобились только два платка, одна книга и одно клетчатое полотенце. А какое получилось сходство с оригиналом! Но бывает, что класс выбирает картину с массовкой, с костюмированными персонажами…
В конкурсе «Медиабитва» «мнение жюри может не совпадать с мнением зрителя», поэтому я с чистой совестью выбрала для разговора две команды «фотохудожников», чьи работы больше всего понравились мне как «зрителю» – то есть это абсолютно мое личное мнение, а жюри пусть само потом решает, кто лучший.
8 «А» косплеил «Игру в фанты» Айры Кроу – английского художника XIX века – потрясающая точность, несмотря на то, что картина «массовая», интерьер и костюмы викторианской эпохи. 8 «Б» – «На горке» Ивана Кириллова – с костюмами и реквизитом тут особо не заморачивались: кроссовки и ботинки вместо валенок, перчатки вместо варежек – ну и ладно! Зато атмосферу веселья и бесшабашности они передали здорово!
Алихан Мамедов и Элина Теммоева («Игра в фанты»):
- Ребята, почему именно эта картина, по какому принципу вы ее выбрали?
Алихан: Ну, она же красивая! А еще нам понравилось, что на ней много людей изображено, значит, для каждого в классе найдется своя роль. Причем необязательно персонажа картины, нам ведь нужны были и костюмеры, и гримеры, и реквизиторы. Кстати, так и получилось – в косплее участвовал весь класс плюс, конечно, наш классный руководитель Диана Текуева, она у нас была главным режиссером-постановщиком. Ну, и родители еще. И другие родственники. Короче, кто хотел принять участие, все могли это сделать.
- Где вы нашли такой похожий на оригинальный каминный зал, реквизит, костюмы?
Элина: Этот каминный зал – профессиональная фотостудия, нам ее родители помогли найти. Кто-то из девочек платье в театре брал, кто-то специально шил для постановки.
Алихан: Я «играл» того бородатого на заднем плане, видели? Для образа бороду и парик заказывал себе на одном маркетплейсе. Главное, борода пришла, а парик – нет, представляете? Пришлось другой покупать. Да и с бородой этой намучился – она же клеится, а у меня, как оказалось, на этот клей аллергия!
Элина: В день съемки пришли все – и «артисты», и костюмеры с гримерами, и просто «болельщики» из числа родственников, даже те, кто из-за болезни в школу не ходил, пришли посмотреть на съемки. Мы полтора часа снимали! Все ради одного кадра! А до этого репетировали и «вживались в роль».
Алихан: Причем так вжились, что, когда после съемки решили сделать просто общее фото, уже не могли выйти из своих образов – у нас на этом фото позы и взгляды как у аристократов английского светского общества.
- Что самое сложное было во всей этой съемке?
Алихан: Собака, конечно же! Там на оригинале – у камина собачка небольшая. Мы подумали: ладно, такую же собаку мы найдем, не проблема, но как заставить ее стоять смирно в нужной позе во время съемки? Короче, с идеей этой мы распрощались. Но собака – почти такая же, как на картине – у нас на фото есть! Мы нашли! Она глиняная, правда, но очень похожа на оригинал!
Камила Хатагова, Эллина Гучакова («На горке»)
- Девчонки, тот же самый вопрос: почему именно эту картину выбрали? Как я поняла, картину для косплея все выбирают не из любви к какому-то художнику, а по другим параметрам. То есть вы просто «листаете» картины в интернете, какая-то понравилась, и… Дальше что? Голосуете? Участие в конкурсе ведь дело общее, значит, все должны быть согласны с выбором «исходника».
Эллина: Да, мы не любовью к авторам картины руководствуемся, тут точно у всех вкусы бы разошлись. Мы сначала определили, что мы хотим сами видеть на той картине, которую будем копировать. Решили, что хотим зимнего настроения и веселья. Конкурс же зимой начался, и очень хотелось хорошего зимнего настроения. Так что, когда эту картину увидели, голосовать не пришлось, она всем понравилась.
Камила: Санки, горки, снежки – это что-то такое доброе и хорошее из раннего детства, что мы все загорелись прямо! Локацию для съемки нашли сразу – горка есть во дворе школы. Платки тоже не проблема – кто в кабинете технологии взял, кто из дома принес, позаимствовав у бабушек. С санками было сложнее, оказалось далеко не у всех они дома есть – мы-то из санок уже выросли, если только у кого младшие братья и сестры имеются, тогда могут и санки дома быть. С варежками тоже не все так просто было – их же сейчас только дети носят.
Эллина: Но для нас, в принципе, было главным показать атмосферу веселья на горке.
Камила: Еще для нас было главное – чтобы на горке снег лежал, а иначе как мы кататься будем – на траве что ли? В одну ночь хороший снег такой пошел, к утру горка вся засыпана была. Мы обрадовались: сегодня после уроков снимаем! Но пока на уроках сидели, снег почти растаял – что делать?! Наш классный руководитель Карина Мокаева, она же наш главный режиссер, сказала: «Берем лопаты-веники, сметаем и сносим снег со всего двора на горку!» В общем, очень скоро у нас отличная заснеженная горка получилась!
- Погодные условия были тем самым «самым сложным моментом в съемке» или что-то еще?
Эллина: Очень сложно было «зафиксироваться» на скользкой горке для кадра! Тебе кричат: «Стой, снимаю!», а как остановиться, если ты непроизвольно скользишь вниз? Мы даже в снегу на горке делали себе специальные углубления для рук и ног, чтобы «зацепиться» на склоне.
Камила: Зато мы совершенно не заметили, как «рабочая часть» нашей съемки перешла в игровую. Мы снимали час или больше – время совершенно незаметно летело, и в процессе съемки так увлеклись, что с удивлением обнаружили, что мы, как малыши, дурачимся на этой горке – катаемся, цепляясь друг за друга, валяемся в снегу, играем в снежки.
Эллина: Конечно, нам хочется выиграть в этом конкурсе, но, если честно, он подарил нам столько хороших эмоций, что, думаю, мы в первую очередь запомним сам день съемок.