16 февраля, 2022 - 14:10
Что общего у Максима Горького и Залима Маирова? Не только то, что они оба писатели (причем Маиров, в отличие от родоначальника советской литературы, писатель дипломированный, выпускник первой мастерской СКГИИ 2018 года по специальности «Литературное творчество»). Залим так же, как и Алексей Максимович, в молодости сменивший не один род занятий, не боится тяжелого труда. И, наконец, подобно Горькому, который официально является первым русским кинокритиком и кинорецензентом, Маиров тесно связан с кинематографом.
Сам Залим называет свой путь в кино «цепочкой случайностей и закономерностей». После диплома и выпуска дебютного сборника своих произведений «Искупление», парень работал в качестве бариста в одном из придорожных кафе на федеральной трассе возле Тамбукана. Смены были круглосуточными, и он вскоре ушел, так как график оказался крайне сложным. Именно в тот период, когда парень достаточно долгое время был без работы, Залим и полюбил кино: «Мне кажется, оно очень близко по своему духу именно к литературе. По крайней мере, настоящее, авторское кино. И смотрится оно относительно быстрее, чем читаются книги».
В одной из популярных соцсетей Маиров был подписан на паблик, который совпал с его вкусами и интересами: «Полюбил его за литературный, но при этом очень простой и чувственный стиль публикуемых отзывов о кино. Был восхищен. В общем, стал поклонником и в какой-то момент сам начал присылать туда свои записи».
Тот паблик назывался «Журнал Film Sense». И его руководитель, киновед Султан Усувалиев, сперва сделал нальчанина модератором популярного интернет-журнала экспериментального киноведения, выходящего с 2011 года: «Когда я появился в «Film Sense», этот паблик напоминал больше какой-то личный кинодневник, и меня это восторгало. Не люблю публицистический язык, а в нем писали всегда просто и как-то поэтично. Султан меня вдохновлял, а я старался не подвести его и работать так же, как он – в полную силу. Поначалу было непросто, так как долгое время я смотрел на Султана, как на учителя, снизу вверх, очень хотелось соответствовать его уровню».
Около двух лет Маиров делился впечатлениями о кино, успев стать признанным экспертом с оригинальным независимым мнением, не догадываясь, что вскоре мир кинематографа откроется ему и с практической стороны: «Один из моих однокашников по СКГИИ предложил директору Фонда Сокурова взять меня на съемочную площадку. Снимали фильм Олега Хамокова, ученика Александра Николаевича. Это был второй подряд проект Фонда в Нальчике после ленты Тины Мастафовой «Занять свое место». Вот так я стал рабочим на площадке – обычным подсобным рабочим. Было тяжело, но зато это уже было настоящее кино».
А зимой 2021 он снова оказался на съемочной площадке фильма еще одной ученицы Сокурова Малики Мусаевой, на этот раз в Ингушетии: «Команда была минимальной, и старались звать самых проверенных людей. Я хотел и надеялся, что меня позовут, так как слышал о подготовке к съемкам, но все равно был приятно удивлен, когда действительно позвали.
В Ингушетии я многое узнал о себе. К примеру, что могу работать долго и хорошо. По сути, это чем-то напоминало армию и командировки. В Нальчике я не находил себе места, сидел по большей части дома и смотрел кино. А тут самая интересная «изнанка» процесса, старался проявлять инициативу и предвосхищать некоторые задачи».
Проявление инициативы и предвосхищение задач Маиров осуществлял и в онлайн-формате: «После моего возвращения со съемок Султан Усувалиев предложил работать еще в одном крупном паблике. В нем было около 90 тысяч подписчиков, и мы думали время от времени давать в нем рекламные посты, а на заработанные деньги впоследствии выкупить его. И хотя пока еще этого не сделали, но сейчас, наконец, наладили взаимопонимание с подписчиками, с аудиторией, которая изначально была не совсем «наша».
Благодаря тому, что мы работали и старались чем-то отличиться от других пабликов о кино, нам в один день внезапно написали Garage Screen (прим. – программа Центра современного искусства Garage, знакомящая зрителей с выдающимися образцами российского и зарубежного художественного, документального и экспериментального кино, фестивальными новинками и анимацией) и предложили посотрудничать. Они собирались организовывать ретроспективу иранского режиссера Аббаса Киаростами, и одной из девочек-агентов показалось, что наш паблик отлично для этого подходит. За 2 месяца мы сделали в обеих группах около 150 постов. Это значительно, потому что до ретроспективы в России об этом режиссере знали только самые заядлые кинолюбители».
Перемены произошли и в жизни самого Залима, когда после полного завершения съемочного периода его вместе со всей командой пригласили на несколько дней на «шапку» – празднование окончания съемок, в Санкт-Петербург, где он сразу понял, что это «его город», место, где он тотчас же почувствовал себя в своей среде. В сентябре прошлого года молодой человек переехал в северную столицу, незамедлительно отправился к продакшн-команде, с которой работал в Ингушетии и в Нальчике, и получил работу на съемках драматического сериала «Смычок», но уже в новой должности – парня включили в основной операторский цех.
При этом с соцсетями и пабликами о кино Залим не расстается. Когда съемки занимают все время, делегирует их ведение новым админам, но при первой же возможности – обратно к работе над проектами: «Я очень рад возвращаться к нашим группам. Управление ими похоже на то, чтобы быть редактором в настоящем журнале или газете, и это занятие доставляет мне удовольствие.
Сейчас в «Журнале Film Sense» мы объявили неделю публикаций, посвященных только Ингмару Бергману. Я параллельно обучаю наших новых редакторов собирать материал и составлять посты на основе хорошего кино.
А вот другую группу, «Нерекомендуемое кино», я называю именно коммерческим проектом. Туда я стараюсь загружать только проверенный материал или материал из популярного кино, но это все равно немного авторское кино, не массовое. С мая нам удалось обеспечить прирост порядка 20 тысяч новых подписчиков и, наконец, заинтересовать серьезных рекламодателей. Хочется наладить эти группы, чтобы потом они могли функционировать системно и без моего участия.
Также мы недавно создали инстаграм-аккаунт, которым сейчас я особенно тщательно занимаюсь. Все-таки Инстаграм – это самая популярная площадка, и нужно попытаться в ней удерживаться на хороших позициях. Мне нравится, что мы теперь начали взаимодействовать с кинотеатрами и фестивалями, сотрудничаем с «Ленфильмом», с нами уже считаются в этой среде, приглашают на предпоказы, ждут наших рецензий.
Что дальше? Скоро снова работа на киноплощадке, а пока пользуюсь моментом и перерывом в съемках, пытаюсь сделать наши авторские паблики еще более актуальными, интересными. А вообще, авторское, редакторское дело мне близко. Ведь писателем я родился, а в кино только начинаю набираться жизненного опыта».