Тамара Аксирова: «Будь простым! Принадлежи невозможному!»

«Почти свободный художник, поэт, мама маленькой Мишель» – так говорит о себе сама Тамара Аксирова. Член Союза художников России, ассоциации искусствоведов AIS, основатель экзистенциального клуба «Р е ш е т о» – так пишут о ней официально. А какая она на самом деле – почти свободный художник Тамара Аксирова?
Наверное, ключевым словом, характеризующим личность Тамары, было бы слово «свобода». Еще со школьной скамьи девочка не желала стеснять себя рамками, обязательными для всех ее сверстников. Творчество требует воли, а воля к творчеству не терпит притворства. «Свобода – это чистота, - говорит Тамара. – Насколько мы чисты в своем сознании – настолько мы и свободны». 
Тамара Аксирова родилась в семье художников, профессиональных живописцев, так что с пеленок приобщалась к миру живописи. Даже детские игры с кистями, тюбиками масла, холстами – все это закладывало базу, которая потом давала возможность смело обращаться с материалом. В памяти девочки копилось все, что она видела. Картины родителей, репродукции великих мастеров, как с дедушкой садились в большое кресло и рассматривали книги: Сезанн, Матисс…часами… Как дедушка «настраивал оптику»: «Посмотри, Тамара, какой красивый фрагмент здесь! А тут, как схвачен момент!» Это было бесценно: так человек учится понимать, что такое настоящая живопись. Правда, поначалу Тамара не видела себя художником и, окончив школу, поступила…на факультет филологии, изучала языки, литературу. Закончив университет, она уезжает во Францию. Период жизни на две страны и поисков себя. «А потом вдруг открылось…победила, видимо, генетическая память. Как потом сказал один знаменитый искусствовед, «гены – не водичка!». Тамара Аксирова поступает в Государственный институт культуры и искусства в Санкт-Петербурге. Но поиск своей творческой задачи, своего предназначения не прекращается. И вот, в Петербурге, на концерте группы «Колибри», произошло нечто удивительное. «Я слушала Наташу Пивоварову и была так впечатлена, вдохновлена этим концертом, - вспоминает Тамара. – Выбежала оттуда и ехала домой, а внутри было невероятное бурление, кипение, и я поняла, что хочу что-то творить, созидать. Это тот самый момент, когда осознала, что я действительно художник». 
Тамара снимает для себя мастерскую в Санкт-Петербурге и начинает работать. Город на Неве девушка считает знаковым в своем становлении как художника. «Петербург для России – это как Париж для Европы. Это родина живописи нашей страны, - говорит Тамара. – В этом городе невозможно находиться вне творческого процесса, он формирует, переплавляет, настраивает зрение. Город со своей энергией, своим нервом. Даже люди, живущие в нем, направляют, лепят тебя». Первая персональная выставка была тоже в Петербурге: «квартирная экспозиция», как говорит сама Тамара, – необычный, интересный формат, запоминающийся опыт. Ну, а первая персональная уже «в классическом формате» проходила тоже в Санкт-Петербурге, в 2011 году в галерее «Борей». «Знаковая, легендарная галерея», - так говорит сама Тамара. А дальше…десятки площадок, обширная география выставок в России и зарубежье… Но отдельно выделяет она свою выставку на родине в Нальчике: «Это было потрясающе! Мы делали ее в арт-центре Мадины Саральп. Великолепный прием, показ, сам проект. С большим теплом вспоминаю эти дни. Мечтаю снова попасть в Нальчик!» 
Говоря о миссии художника, Тамара ищет что-нибудь попроще, поближе к живому,  «миссия» кажется ей не тем словом, слишком пафосным. «Но и «задача» уж очень прозаично, - смеется она. – Могу сказать так: художнику нужно стоять у холста и работать. Главное – вовремя оказаться в нужное время в нужном месте. Не отчаиваться, быть мужественным, не увязать в будничности, а подниматься над этим, обязательно сохраняя чувство юмора». Сейчас это особенно актуально: Тамара недавно стала мамой, и, конечно, вопрос о возможности вволю поработать у холста встал особенно остро. Ну, а говоря о почерке художника, Аксирова вспоминает изречение Матисса: сложнее всего – нарисовать розу, для этого сперва надо забыть обо всех розах, нарисованных ранее. Художник должен увидеть истинный облик каждого предмета, и речь вовсе не о «портретном сходстве», видимом глазу. Важно «поймать душу». 
Рассуждая о «божьей искре» в картинах, Тамара Аксирова отмечает, что сейчас рынок «отвоевывает все больше душ художников», открыто предлагая делать картины более «продажными»: «Какие-то совершенно юные девочки прямо «учат», что рисовать, чтобы продавать. Но это же ненастоящее, это неправда! Если художник подходит к холсту с мыслью, как бы сделать коммерчески востребованную работу – это не художник, в такой работе не будет души. Но многие соглашаются! Это поражает». Работы самой Тамары востребованы и без «науки продаж». Картины художницы находятся во многих галереях и частных коллекциях России, Финляндии, Франции, Италии, США, Испании и многих других стран: «Я 10 лет писала картины без остановки, совершенно не думала о продажах. Писала в Питере, продавались картины в Москве, все происходило как-то само собой». При этом «очарованность» иностранцами, которые якобы «мерило успешности», Тамаре тоже не близка: «Это просто бизнес-люди, платежеспособные, которые могут дать за картину ее цену, не более того, все мы просто люди». Целевой аудитории как таковой у художницы нет. Она пишет «из себя для кого-то». На ее выставки приходит совершенно разная публика: молодежь, дети, пожилые, люди самых разных профессий и социальных слоев. Но если говорить о покупателях картин, то здесь, конечно, ситуация немного меняется. «Люди, которые смотрят на картину и испытывают только эмоции, «нравится-не нравится» – они зачастую не бывают покупателями, - поясняет Аксирова. – Здесь уже требуется подготовленная аудитория. Те, кто получал образование в сфере искусства, ходил на курсы к искусствоведам, слушал лекции. Они становятся настоящими поклонниками, с ними мы потом долго сотрудничаем, дружим. В этом смысле Нальчик приятно порадовал». Пандемия внесла свои коррективы в «географию» выставок, и если раньше Тамара плотно сотрудничала с Европой, то сейчас наблюдается больший интерес со стороны кавказских ценителей современной живописи. «У нас уже сформировался свой круг  почитателей моих полотен, это очень приятно».
Сейчас у Тамары Аксировой новые проекты и планы, несмотря на нестабильную обстановку. Возможно, такая ситуация не пугает художницу, потому что атмосфера неопределенности для нее – родная стихия. Как говорил о Тамаре искусствовед Ярослав Баричко, «Аксирову можно назвать «духовным кочевником», поскольку она всегда находится в моменте отправления, даже когда остается на месте. Настоящее искусство всегда на границе, в нем, как и в любви, важна незавершенность, поэтому в историях, которые рассказывают ее картины, нет ни хэппи-эндов, ни драматических финалов. Ведь по сути ничто не заканчивается». 
В сентябре у Тамары начался еще один проект. Она решила «избавиться» от всех своих графических листов за последние 11 лет и устроила своего рода аукцион, работы разлетелись мгновенно. «Я хочу идти дальше налегке, хочу начать что-то новое». Речь о сотрудничестве с музеем современного искусства в Москве. «Ведь я почти свободный художник, - поясняет девушка, - могу писать, что хочу, когда хочу, все, что меня окружает – вдохновляет. И даже эта нестабильность». Но, пожалуй, главный герой всех картин Тамары – человек. Портрет – любимый жанр: здесь, говорит, открывается сердце художника и человека, его уязвимость, нежность. Любовь, граничащая с наивностью, простодушием. Та самая чистота, которая и есть путь к свободе. 
А закончу этот рассказ о художнике Тамаре Аксировой словами поэта. Поэта Тамары Аксировой: 
…Не будь сложным,
Просто выбери человека и люби его,
Гладь его зрение, торчи в нем незаменимым 
призраком,
Подтверждением его присутствия,
Трафаретом его отражения,
Алфавитом его одиночества.
Оболванивайся – сколько выдержишь,
Переваливаясь на другой день,
Будь румяным,
Адекватным,
Незатейливым.
Со всей своей кармой, мармой,
хризантемой, с Валерой за стенкой,
Со смертью своей обязательной
и внезапной,
Будь простым,
Принадлежи невозможному!

Алена Докшокова.

Свежие номера газет Советская молодежь


11.11.2020
06.11.2020
28.10.2020
21.10.2020