Удушающий, драматичный, но захватывающий…

 Балкарский государственный драматический театр имени Кайсына Кулиева представил премьеру спектакля «Дом Балдан» («Балданны юйю») по пьесе Федерико Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы».
Местные театралы называют «Дом Бернарды Альбы» одним из самых «кавказских» произведений испанского поэта и драматурга – действие жестко связано с понятиями чести, гордости, любви, уважения к старшим. Желающих притронуться к этой истории оказалось много – зал был полон. Главный режиссер, заслуженный деятель искусств КБР Магомед Атмурзаев представил спектакль, не меняя смысловой нити, но изменив имена героев. Текст пьесы, переведенный на балкарский язык поэтом, прозаиком, драматургом Мурадином Ольмезовым, дублировался на русский актером Аубекиром Мизиевым. 
 Балкарский театр тонко и реалистично представил историю о властной, упрямой шестидесятилетней женщине Балдан (в оригинале – Бернарда; заслуженная артистка КБР Асият Атмурзаева). Она – мать пяти дочерей, ее муж умер. С его смерти и начинается пьеса, точнее, со дня траура, который, по желанию вдовы, будет длиться в их семье еще 8 лет. В доме Балдан также живет ее престарелая мать Ханифа (Мария Xосефа; народная артистка КБР Роза Байзулаева), почти сошедшая с ума.
У Балдан четыре младших дочери от второго мужа, а старшая родилась от ее первого брака. Умирая, второй муж оставил все свое наследство неродной дочери Аулият (Ангустиас; заслуженная артистка КБР и КЧР, народная артистка РИ Фатима Жангуразова), которой на тот момент было уже 39 лет. 
 Вдова не разрешает мужчинам входить в дом, более того, запрещает дочерям смотреть на них даже из окна. Тем не менее, старшая дочь смогла стать желанной партией для Хызыра (Пепе Римлянин; актер Мурат Гиляхов). Ее привлекало в нем две вещи – деньги и возможность наконец-то спастись от материнского гнета. В Хызыра влюбляются и другие изголодавшиеся по свободе и мужскому вниманию дочери Балдан – Марзият (Мартирио; актриса Фатима Шидакова) и Абат (Адела; заслуженная артистка КБР Мариям Созаева). Абат на тот момент исполнилось всего 20 лет, Марзият было 24.
 Через какое-то время Абат становится любовницей Хызыра, об их тайной связи узнает шестидесятилетняя служанка Позия (Понсия; заслуженная артистка КБР Людмила Бечелова). На все предостережения Позии Абат отвечает пренебрежительно. Об этом романе начинают догадываться и сестры. В доме наступает напряжение, переплетенное с чувством зависти и желанием свободы. Позия хочет поговорить с Балдан о том, что ее младшая дочь вступила в незаконную связь с мужчиной, но не сообщает об этом прямо, а предостерегает об опасности, намекая, что в доме творится нечто ужасное. А Балдан не хочет в это верить и пропускает предостережения служанки мимо ушей.
 За несколько дней до свадьбы старшей сестры Марзият застает Абат в хлеву с ее любовником, разгорается скандал. Марзият из зависти и любви к Хызыру рассказывает матери о тайной связи молодых людей. Та выносит ружье и стреляет в горе-жениха. Ему удается сбежать невредимым, но Марзият обманывает младшую сестру, сказав, что тот был застрелен. Абат убегает в свою комнату и кончает жизнь самоубийством. Мать приказывает оставшимся дочерям молчать об обстоятельствах гибели Абат и говорит всем, что младшая дочь умерла невинной. Балдан впадает в отчаяние, но продолжает вести себя по-прежнему, оставаясь такой же жесткой и принципиальной… 
 Асият Атмурзаевой удалось создать убедительный образ черствой, высокомерной матери-тирана, вызывающей страх одним только взглядом. И если бы не поддержка служанки, которую очень точно сыграла Людмила Бечелова, создавалось бы ощущение, что Балдан совершенно одинокий человек, постоянно «идущий в наступление». Лишь только во втором действии, после потери дочери, ощущалась ее надломленность, но ненадолго… Актрисы, показавшие разных по характеру дочерей, тоже были более чем убедительны, то замирая от безысходности, то «показывая зубы». Красные от слез глаза, эмоции, рвущиеся наружу… 
 Моментами зрителю, казалось, было тяжело дышать от напряженности и отсутствия кислорода, «сожженного» ужасающими женскими ссорами. 
 Эта гнетущая, удушающая история, как утверждал ее автор, основана на реальных событиях. К несчастью, алчность, ложь, спесь, интриги могут породить такой домашний ад в любом месте, в любое время.

Яна Кулюшина. Видео в Instagram @sovetskaya_molodezh автора Фото Татьяны Свириденко.

Свежие номера газет Советская молодежь


28.11.2018
21.11.2018
14.11.2018
08.11.2018