16 апреля, 2022 - 15:40
12 апреля исполнилось 80 лет со дня рождения писателя, журналиста, публициста и общественного деятеля Алексея Шагировича Кушхаунова. Для нашей газеты он был «своим человеком» – в 60-е работал здесь корреспондентом, в 70-х был ее редактором. Он говорил: «Я начал писать в газету «Пионерская правда» еще учась в школе, потом где только не был журналистом – и в газете, и на телевидении, да и вообще много где работал, но именно «Молодежка» всегда была моей любимой газетой и вообще самым любимым местом работы!»
В юбилей Алексея Кушхаунова о нем вспоминают его коллеги – журналисты и писатели.
Игорь Терехов, писатель, журналист:
- В середине 70-х годов центром культурной жизни Астраханского гарнизона был Дом офицеров, расположенный на территории старинного величественного Кремля. Кого-то он привлекал кружками самодеятельного творчества, кого-то своими выставками, многих танцевальными вечерами, а меня так своей чудесной библиотекой. Библиотека была просто шикарная: почти вся классика, современная отечественная и зарубежная литература, справочные и учебные издания, а также всевозможная периодика – тогда ведь не скупились на общественные читальни.
Именно в этой библиотеке мне впервые встретилось новое писательское имя – Алексей Кушхаунов. В журнале «Смена» – он был в те времена молодежным аналогом популярного «Огонька» – был опубликован рассказ Кушхаунова «Завтра вылетаю, встречай…» с предисловием Алима Кешокова. Классик кабардинской литературы писал о своем молодом собрате, что в его произведениях «действуют герои, как бы резко выхваченные из реальной действительности и перенесенные на страницы полностью, со всеми невыдуманными, часто противоречивыми чертами характера. Такому достоверному знанию жизни во многом способствовала биография молодого прозаика: А. Кушхаунов был рабочим-строителем, студентом, комсомольским работником, а теперь уже больше десятка лет – профессиональный журналист».
«И еще одна особенность рассказов молодого писателя бросается в глаза – постоянное стремление автора подметить и тонко, ненавязчиво отобразить те внутренние перемены в психологии горца, которые вызваны стремительно меняющимся ритмом современной жизни», - отмечал А. Кешоков.
Не стоит думать, будто я запомнил слова классика на всю жизнь и сейчас по памяти их цитирую, нет, конечно, тогда имя Кешокова просто подвигло прочитать рассказ неизвестного автора, а его предисловие перечитал сейчас, отыскав текст рассказа в сетевом архиве журнала. Тогда же, почти полвека назад, что-то очень знакомое и дорогое расположило к автору рассказа, и только теперь, снова перечитав текст, кажется, понял, что именно. Это была авторская позиция Алексея Кушхаунова, его отношение к Родине, к единству нашего большого народа, чувства близкие сердцу каждого служивого человека. Примером этого могут служить такие строки: «С тех пор, как познакомились еще на третьем курсе университета, они часто ездили по стране, и им было до боли приятно открывать ее для себя – какая она большая, как достойна поклонения и любви своих сыновей. Они видели и простор, и березки, и сонные городишки, и колокола, и копны в степи, и пили воду Волги, и воду Байкала, и разговаривали с русскими людьми, стараясь произносить слова на русский лад, то цокая, то акая или окая, в зависимости от того, с кем говорили». Или вот еще, в другом месте: «Все было у них хорошо: и увлекательная работа (он – сотрудник научно-исследовательского института, она – работница музея), и интерес их к Родине, к России – большой в пространстве и времени стране, и их счастье – спокойное, без бурь и изматывающих неясностей».
Родившийся за несколько месяцев до оккупации Кабардино-Балкарии немецко-фашистскими и румынскими войсками писатель младенцем пережил все тяготы военных и послевоенных лет. Мальчик из кабардинского села, познавший в детстве голод и разруху, он рано пристрастился к чтению. В школе ему повезло попасть в класс учителя-новатора Мухамеда Барагунова, разрабатывавшего методику преподавания русского языка в национальной школе, и с тех пор язык Пушкина и Лермонтова стал его родным языком. Нареченный при рождении Аликом, в школьные годы мальчик выбрал себе имя Алексей в честь своего любимого писателя М. Горького (Алексея Пешкова) и с достоинством пронес его через всю свою жизнь.
Героями рассказов и повестей Алексея Кушхаунова всегда были его ровесники или люди близких поколений, помнившие военное лихолетье, послевоенную разруху, своим трудом поднимавшие страну из руин, а потом упорством и талантами прирастившие ее могущество и выведшие нашу Родину на передовые позиции в мире. Я хорошо помню людей 60-70-х годов – мужчин в черных пиджаках и белых рубашках с узкими галстуками и молодых женщин и девушек в платьях и юбках с высокой талией – они гордились тем, что являются частью великой страны и вносят свой вклад в могущество СССР, за что Кабардино-Балкария регулярно получала государственные награды и ордена. Посмотрите на кадрах старой кинохроники, которую ежегодно показывают к Дню республики, какие у них вдохновенные и радостные лица. И знайте: это идут герои книг Алексея Кушхаунова.
Наше личное знакомство состоялось в 1990 году, когда Алексей для издательства «Эльбрус» составлял коллективный сборник «Подкова», куда с подачи Аркадия Кайданова включил несколько моих рассказов. Уже начинались разрушительные процессы в обществе, республиканский Союз писателей раскололся на Кабардинский и Балкарский Союзы писателей, а Кушхаунов, возглавивший отделение русскоязычных писателей, объединял под одной обложкой писателей Кабардино-Балкарии, писателей разных национальностей, разного возраста и разных взглядов.
«Я никогда не стремился писать что-то крамольное, не касался политики, а старался рассказать о простых людях. Мне интересен человек как таковой. Его радости и печали», - говорил как-то А. Кушхаунов. Но заниматься политикой ему все же пришлось. Когда после распада Советского Союза встал вопрос о целостности Кабардино-Балкарии, которую активисты национальных движений мечтали превратить в два утопических государственных образования, писатель не изменил сформировавшимся в юности взглядам на единство большой и малой Родины, единство многонационального народа России. Он активно работал в команде первого президента КБР Валерия Кокова, сумевшей без силового давления и экзистенциальных эксцессов, одними политическими методами сохранить единство и целостность Кабардино-Балкарии. А. Кушхаунов стоял у истоков региональной организации политического движения «Наш дом – Россия», был председателем его исполкома, потом работал ответственным секретарем Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве КБР.
Мы часто встречались с Алексеем на различных мероприятиях или во время прогулок по городу в середине 90-х и нулевых годах нового века. Говорили о происходящих в стране и рес-публике переменах, о развитии СМИ и недоступной прежде свободе прессы, о добрых поступках и веселых проделках наших знакомых, много о чем говорили, причем говорили открыто, не таясь друг от друга, и часто смеялись, поскольку на многие вопросы смотрели одинаково или с близких позиций.
Алексей Кушхаунов скончался в апреле 2015 года, за десять дней до своего 73-летия. Но вообще-то писатели не умирают, они остаются жить на полках общественных библиотек, в наших домашних книжных шкафах, в памяти читателей. И если порой их на время забывают, то это вина не писателей, а нас, читателей, часто в погоне за сиюминутным благополучием и земными удовольствиями забывающих о вечных ценностях и неизменных константах человеческого бытия, и только в трудные минуты вспоминающих о бесценном опыте ушедших поколений. Сейчас для России настали нелегкие времена, многие отвернулись от нее, а некоторые уже реанимируют исторические претензии к ней двухсотлетней-трехсотлетней давности, и поэтому значение таких писателей, как Алексей Кушхаунов, всегда остававшихся верными сынами своей большой страны, будет только возрастать.
Амир Макоев, писатель:
- С Алексеем Шагировичем Кушхауновым я впервые встретился на семинаре молодых писателей. Он был руководителем отделения прозы. Кажется, происходило это в 1987 году. С той поры не помню более интересных, насыщенных и полезных для себя разговоров о ремесле писателя. И сегодня я с огромной благодарностью вспоминаю наш семинар и его устроителей. Алексей вел его вместе с Аркадием Кайдановым.
А потом он долгие годы неотступно следил за тем, что я пишу. Поблажек не делал никогда, прямо говорил свое мнение. И мне, признаюсь, чаще от него хорошенько доставалось. Очень надеюсь, из меня получился писатель, за которого ему теперь было бы не стыдно.
Более того, Алексей всегда спрашивал: есть ли у меня работа, все ли хорошо дома. А когда я в какой-то период переживал трудности, он пригласил меня на свою новую работу, и мы еще много лет вместе проработали. Я знаю его семью: прекрасную супругу Лизу, замечательных сыновей, с которыми мы в добрых отношениях.
Я никогда не замечал, чтобы Алексей себя выпячивал в чем-либо, чтобы он просил устроить ему юбилейный вечер на правительственном уровне, хотя по статусу мог себе это позволить.
В эти дни вспоминаю его с огромной благодарностью за заботу и дружбу.
Юрий Тхагазитов, писатель, председатель правления Союза писателей КБР:
- Вся жизнь и деятельность Алексея Кушхаунова – образец преданности своему делу. Все, кому посчастливилось его знать, навсегда запомнят его как высокопорядочного, доброго, наполненного оптимизмом человека.
Алексей Кушхаунов – автор многих очерков, эссе, литературных портретов современников, рассказов, повестей, изданных многочисленными тиражами в Москве и Нальчике.
С самого начала своей творческой деятельности он отличался тонким воспроизведением национального своеобразия и ненавязчивой деидеологизацией тогдашнего безбрежного оптимизма культуры 70-х годов XX века.
А потому в его лучших художественных произведениях современная действительность являет собой основу дальнейшего развития национальной художественности. В самых популярных произведениях Алексея Кушхаунова «Год до весны», «Всадник на белом коне», «Наводнение», «Сауна» – стремление к полноте художественного восприятия национального бытия органично сочетается с феноменом национальной духовности.
Замечательному организатору Алексею Кушхаунову в любой, самой что ни на есть сложной ситуации всегда удавалось найти достойное разрешение еще только назревавшего в коллективе конфликта. Сохранить свою действенную, принципиальную гражданскую позицию в 70-е годы прошлого века было далеко не просто. До сих пор не могу понять, как редактор газеты «Советская молодежь» Алексей Кушхаунов смог тогда опубликовать у себя статью своих сотрудников о жизни советских беспризорников, которая, естественно, привела многих в оцепенение. Понятно, в его практике это был не единственный случай.
Глубина его творчества, вера в самое высокое предназначение человека, в его публицистическом и художественном выражении, ставят Алексея Шагировича Кушхаунова в ряд самых настоящих мастеров слова.
Перечитывая и переосмысливая Алексея Кушхаунова, неминуемо приходишь к выводу, что в наше сложное время его творчество и сегодня укрепляет мятущиеся души.