8 апреля, 2022 - 15:34
Детская музыкальная школа №2 – одно из старейших учебных заведений Кабардино-Балкарии – в этом году отмечает 60-летний юбилей. Сейчас она переживает период обновления: начинается капитальный ремонт здания, и жители нашего города уже говорят о том, какой будет музыкальная школа и вообще культурная жизнь республики «нового времени». Все эти вопросы мы обсудили с директором музыкальной школы №2, заслуженным работником культуры КБР Марьяной Николаевной Османовой.
В 1962 году, когда была открыта музыкальная школа №2, здесь обучались всего 29 человек, а сегодня – более четырехсот. Многие жители нашего города, окончив в детстве ДМШ №2, теперь привели сюда своих детей, а кто-то уже и внуков. Педагогический состав – это тоже преимущественно выпускники школы, которые вместе с воспитанниками болеют душой за любимую школу. Потому ремонт – событие долгожданное и волнующее: у школы большая инструментальная база, дорогостоящие, крупногабаритные инструменты, требующие особых условий хранения, о чем нужно было позаботиться заранее. «Ремонт проводится в рамках нацпроекта «Культура», а муниципальная администрация софинансирует проект, - говорит Марьяна Османова. – Наша школа попала на 2022 год, и эти работы не приурочены к круглой дате, просто так совпало. Но, выходит, новый облик школы и будет своеобразным подарком к ее юбилею».
По признанию Османовой, были определенные тревоги, не останется ли музыкальное образование вне фокуса внимания в эти непростые времена. Особенно после обсуждений ремонта в соцсетях, где иногда звучали комментарии «зачем вообще тратиться на это, разве нам нужна музыка?» К счастью, тех, для кого искусство – не пустой звук, несравнимо больше. Их скорее волновало, не будет ли «осовремениваться» облик школы, ведь, несмотря на техническое состояние здания, здесь царит особая атмосфера настоящего «храма искусства». К слову, исторический облик здания будет сохранен, об этом неравнодушным гражданам можно не беспокоиться. Ну, а для чего нужна музыкальная школа говорит ряд фактов: помимо очевидного эстетического воспитания, обучение игре на музыкальных инструментах развивает головной мозг ребенка, благоприятно влияет на его поведение. «У нас ведь мальчики на занятиях так устают, что им уже некогда заниматься всякими пакостями на улице, - говорит Марьяна Николаевна. – Шутка ли – в оркестре играет 50 человек, все усердно репетируют, а потом уходят с занятий разгоряченными, как после спортивного зала! Им интересно, они увлечены. И дети наши…они все-таки какие-то другие. Я работаю здесь с 1996 года, и за все это время у нас, например, не было ни одного ученика, который бы попал в какую-то неприятную ситуацию: хулиганство, наркотики, что-то подобное. И интернациональное воспитание у нас на высоком уровне. Ребята в оркестре играют музыку разных народов: еврейскую, кабардинскую, балкарскую, русскую. Все вместе. И это становится близким каждому».
И пусть периодически звучат призывы ограничиться народным фольклором и декоративно-прикладным искусством, а то и вовсе исключить музыкальное образование как «бесполезное развлечение», но без него гармоничное развитие общества невозможно. Как говорит Османова, музыкальная школа поднимает общий уровень культуры региона, чтобы мы не стали «периферией» культурной жизни страны. К счастью, в нашей республике к этим вопросам всегда подходили очень серьезно, как к составляющей имиджа республики. «У нас действует Северо-Кавказский государственный институт искусств, мы развиваемся, и это очень правильный вектор движения, нельзя в своей скорлупе сидеть, - подчеркивает Марьяна Николаевна. – Есть мировой уровень, и пусть сейчас мы пока до него не дотягиваем, но надо стремиться. Важно учить людей мыслить и разбираться в «высоком». Это не какой-то снобизм или каприз, и уж точно не «бесполезное развлечение»! Это интеллект, это уровень, это, если угодно, и есть развитый духовно гражданин!»
О том, каких результатов можно добиться в симбиозе народного и классического искусства, говорит следующий исторический факт. В 1973 году в школе было открыто направление национальной гармоники – это любимый инструмент наших народов, но «анатомия инструмента» ограничивала репертуар музыкантов. Тогда преподаватель народного отделения Мухамед Маметов и директор школы Бица Бленаова вместе с министром культуры КБР Константином Эфендиевым занялись этим вопросом, чтобы национальную гармонику превратить в инструмент с хроматическим рядом (добавить черные клавиши, если говорить простым языком). И теперь все дети, которые занимаются на национальной гармонике, могут исполнять произведения Баха, Гайдна, ведь у нашей национальной гармошки бесподобное органное звучание! Ребята получают образование по этой специальности, сейчас мы слышим их имена на самом высоком уровне. Это значимое достижение школы, ведь на Северном Кавказе подобного еще никто не делал. «У нашей школы вообще есть очень хорошая черта: мы всегда наблюдаем за тем, что интересного есть у коллег из мира искусства. Недостаточно сидеть и радоваться, «какие мы хорошие», нужно взаимно обогащаться, - отмечает Марьяна Османова. – На днях, например, я была в Национальном музее, там проходила выставка Детской школы искусств из Баксана. Как это было изумительно! Все было на высоком уровне, и я не скрывала свой восторг. Каждая школа должна занимать свою определенную нишу в социально-культурном пространстве города и республики. Мы должны работать сообща и в то же время занимать свое особенное направление».
У музыкальной школы №2 много поводов гордиться достижениями своих выпускников. Например, национальные гармонисты, которые сейчас преподают в СКГИИ и в колледже искусств – практически все выпускники ДМШ №2: Мадина Каширгова, Мадина Кожева (на снимке с учениками – ред.), Мурат Малкаров, известный практически каждому в нашей республике Али Лигидов. Сейчас в Московской государственной консерватории учится выпускница школы Амина Кясова. Поступить в учреждение такого уровня – серьезное достижение! И, конечно, молодые композиторы – Мурат Кабардоков и Ахмат Малкандуев – настоящие звезды. «Когда они у нас учились, то композицией еще не занимались, - рассказывает Марьяна Османова. – Мурат занимался по классу фортепиано, а потом с Джабраилом Хаупой продолжил изучать композицию. Ахмат играл на национальной гармонике, после поехал в Саратовскую консерваторию продолжать обучение. Они – наша особая гордость, потому что композицией заниматься очень сложно, для этого нужен особый дар. У этих детей он был заметен давно. Кабардоков, например, получал Гран-при фестиваля в Кисловодске, а там ведь был очень серьезный состав участников, и жюри из Москвы. А Малкандуев на фестивале в Тырныаузе, будучи еще совсем ребенком, сыграл балкарскую мелодию так, что люди в зале плакали! Талант таких детей нужно буквально денно и нощно взращивать и пестовать».
С большой благодарностью директор школы говорит о музыкантах и композиторах старшего поколения за их постоянную поддержку: «Так приятно их участие, они не пропускают ни одного нашего мероприятия! Не перестаю удивляться, как они успевают и зачем им это – ведь играют дети, разной степени одаренности… Но они все равно приходят, слушают, даже подарки для них приносят! Видимо, так хотят поддержать детей, понимая, какую сложную стезю они избрали. Сложную и крайне важную».
Марьяна Османова восхищается и педагогами – настоящими энтузиастами, которые при столь скромной зарплате не просто «остаются в строю», но порой тратят и свое личное время, чтобы раскрыть талант учеников. С кадрами сейчас, увы, непросто: молодежь не особенно стремится задерживаться в качестве преподавателей школы, и их нельзя за это упрекать. А вот педагоги более старших поколений – это, конечно, настоящие подвижники: «У нас, например, в прошлом году выпустился Анзор Гедгафов – ударник высочайшего класса, сейчас учится в Санкт-Петербурге. Он на все конкурсы ездил, готов был день и ночь заниматься! Так вот, концертмейстер Алина Мокаева, с которой он занимался, живет рядом с музыкальной школой, но мне казалось, что она прямо в школе и живет! Я приходила к девяти – они уже занимаются, уходила в шесть – они так и занимаются. И ведь делала она это совсем не ради зарплаты. Но именно так побеждают в конкурсах, именно так зажигаются звезды. И родители мальчика очень поддерживают, после его поступления они здесь все оставили и поехали вслед за сыном в Санкт-Петербург».
Понимание нужд детей родителями особенно важно. К сожалению, многие чрезмерно увлекаются «всесторонним развитием» своих детей, не оставляя никакой возможности для ребенка опомниться и хотя бы осознать, чего же на самом деле он хочет, к чему расположен. Плавание, конный спорт, английский, музыкальная школа… Директор школы частенько напоминает новичкам: такой подход – это не про всестороннее развитие, это просто пробежка по верхам, не усваивая в итоге ничего. Музыкальная школа – это не кружок, это именно школа. Настоящая школа с расписанием, домашними заданиями, серьезной работой. Даже если ребенок пришел заниматься не для того, чтобы сделать это своей профессией, а «для общего развития», развитие так или иначе предполагает определенную глубину.
«Сейчас появилось много молодых имен в мире музыки, это очень радует, - говорит Османова. – Они известны не только ценителям, но и практически всем людям в республике. Это влияет на молодежь, благодаря им уже меняется, становится более серьезным отношение к искусству в целом».