23 марта, 2022 - 12:09
«Педагогические кадры – ключевой фактор, определяющий уровень образования», - отметил министр просвещения, науки и по делам молодежи КБР Анзор Езаов на совместном заседании депутатов Парламента КБР и членов Общественной палаты республики, прошедшем в КБГУ.
Состояние педагогического образования в КБР и перспективы его развития в коворкинг-центре «Точка кипения» Кабардино-Балкарского госуниверситета обсудили члены комитета по образованию, науке и делам молодежи Парламента КБР и профильной комиссии Общественной палаты КБР, а также представители Минпросвещения КБР, университета и образовательных учреждений республики. Открывая заседание, председатель парламентского комитета Нина Емузова подчеркнула актуальность вопроса, ведь учителя, как и медики, будут нужны и востребованы всегда. Заместитель председателя Парламента Мурат Карданов, в свою очередь, напомнил о дефиците педагогов в республике и необходимости подготовки преподавателей, способных организовать учебный процесс в ногу со временем.
Министр просвещения, науки и по делам молодежи КБР Анзор Езаов рассказал, как в республике обстоят дела с кадровым обеспечением учебных заведений. Он отметил, что повысить уровень образования невозможно без повышения квалификации педагогов. Езаов привел статистику: «Педагогов в возрасте до 35 лет в КБР 16%, а от 60 лет и старше – более 18%. Женщин-преподавателей почти в десять раз больше, чем мужчин, высшее профессиональное образование имеют 83% учителей. Преподавателей со стажем от 20 лет в 9 раз больше, чем со стажем до 3 лет, то есть совсем молодых». В ближайшие годы в республике будут введены в строй 18 школ, а это необходимость новых кадров или повышение квалификации тех, кто работает сейчас. Между тем, подчеркнул Езаов, на начало текущего года кадровый дефицит учителей в школах составил 63 человека. Министр отметил, где именно не хватает учителей, и обозначил пути решения проблемы. Отдав должное качеству подготовки педагогических кадров в КБГУ и КБГАУ, Анзор Езаов рассказал об участии Кабардино-Балкарии в программах, направленных на повышение авторитета учителя и его профессиональную мотивацию.
Первый выпуск учителей в КБГУ состоялся в 1936 году, а сегодня преподавателей готовят в пяти институтах и одном колледже, отметил и.о. проректора по учебной работе КБГУ Вадим Лесев. В этом году ожидается выпуск 2735 педагогов по разным программам, и это 19% от общего количества выпускников университета. Спрос на педагогов растет, но есть и сложности: не все партнеры готовы к активному взаимодействию. Лесев остановился на сложностях, связанных с целевым приемом: заполняемость целевых мест сокращается, а к трудоустройству «целевиков» не все партнеры относятся ответственно. «Республике необходима программа развития педагогического образования. Предлагаемые нами меры мы уже представили в министерство», - подчеркнул Лесев, отметив, что КБГУ расширяет сеть профильных классов в школах и готов участвовать во всех мероприятиях в этом направлении.
Член ОП КБР и КБ РО общественной организации «Всероссийское педагогическое образование» Нина Байчекуева напомнила, что сложности с вакансиями возникали еще лет 30-40 назад, и тогда существовали действенные методы их решения. Школе необходимы учителя-мужчины, и Байчекуева предложила вернуть льготы, существовавшие в конце прошлого века для юношей, становящихся педагогами. Она отметила также необходимость создания координационного центра для организации патриотического воспитания в школах.
Затем член комитета Парламента КБР по образованию, науке и делам молодежи, директор аргуданской школы №1 Марита Халишхова рассказала о ситуации с педагогическими кадрами в Лескенском районе. Артур Кажаров, и. о. директора «Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников», говорил о системе повышения квалификации педагогов КБР; директор Кабардино-Балкарского гуманитарно-технического колледжа Барасби Абазов – о возможных путях решения кадровых проблем. В конце заседания Нина Емузова отметила, что прозвучало много интересных суждений, и предложила в течение двух недель сформулировать и развить их, чтобы использовать дальше.
«Времена и требования меняются. Люди будут уходить из профессии. Школа держится на тех, кому 55-70, а это – путь в никуда», - подчеркнула Емузова.