8 марта, 2022 - 11:55
На прошлой неделе не стало Людмилы Булатовой, самобытной, уникальной, но при этом скромной, начисто лишенной амбиций и далекой от столь популярных в последние годы «самопрезентаций» художницы, знакомой многим жителям региона.
Видимо, поэтому у нее в жизни и не случилось ни одной персональной выставки. Талант, силы и эмоции Булатова расходовала в первую очередь на творчество, зачастую не обращая внимания на то, что про ее работы скажут, и никогда не занималась саморекламой. А еще – на семью: мужа, народного художника КБР, заслуженного художника РФ Виктора Абаева, и детей – дочь Асю и сына Абу. Виктора она считала главным человеком в своей жизни, полностью ограждая мастера от бытовых проблем.
Булатова в свое время стала первой балкаркой в регионе, получившей высшее художественное образование: после Краснодарского художественного училища закончила Тбилисскую академию художеств и продолжала учиться всю жизнь, постигая историю национальных костюмов и нюансы изготовления кийизов, которыми она увлеченно занималась на протяжении многих лет.
«Несколько десятилетий назад национальное искусство было не столь популярно, как сейчас, поэтому Людмила долгое время была в республике единственной художницей, делавшей кийизы, так чувствовавшей войлок. Она умела увидеть в нем главное и привнести свое. Конечно, я видела эксперименты молодых мастеров, стремящихся модернизировать старинное искусство, но все равно уверена: войлок при любых творческих экспериментах должен оставаться узнаваемо балкарским. Или узнаваемо казахским: первоосновы, точки отсчета, наработанное веками должно чувствоваться. Как в работах Людмилы», - говорит племянница художницы, журналист Марзият Байсиева.
Людмилой Булатовой в свое время были созданы костюмы для государственного фольклорно-этнографического ансамбля танца «Балкария», работала она и с другими танцевальными коллективами Северного Кавказа, выступая за сохранение визуальной и национальной индивидуальности каждого ансамбля. К сожалению, многие эскизы приходилось передавать заказчику вместе с авторскими правами.
Наполовину украинка и наполовину балкарка, Людмила Булатова родилась в украинском селе Сновидовичи, а в Верхнюю Балкарию приехала уже подростком. Но именно там она нашла все, что оказалось для нее необходимым и важным: родных, дом с огромным зеленым двором и деревьями, горы, яркое небо. И там же, в сельской школе, она встретилась с искусствоведом Анной Кузнецовой, серьезно повлиявшей на ее жизнь. Именно она приглашала Людмилу на встречи в мастерских художников. А в мастерской своего будущего мужа, Виктора Абаева, она влюбилась, вспоминала при жизни художница, сначала в его работы. Именно Кузнецова, оценив одаренность девочки, настояла на том, чтобы Булатова получила профессиональное художественное образование. С ней вместе Людмила объезжала балкарские села, собирая материал для книги Кузнецовой «Народное искусство карачаевцев и балкарцев». Как раз в этих поездках и окрепло ее убеждение, что жизнь свою она посвятит именно национальному искусству. А само издание, для которого ставшие не только единомышленницами, но и подругами Булатова и Кузнецова собирали материал, было издано только после смерти искусствоведа. Людмила готовила книгу к печати и сделала для него авторские рисунки, но нигде в выходных данных не обозначила свою фамилию – это было для нее принципиальным вопросом.
Марзият Байсиева рассказала, что с Людмилой они были не только родными по крови, но и настоящими друзьями. Когда она училась в КБГУ, Людмила и ее супруг предоставили Марзият свою квартиру, которая временно пустовала. А у студентки вошло в привычку регулярно видеться с Людмилой и Виктором. Она вспоминает, как однажды невероятно начитанный Абаев несколько часов подряд декламировал ей стихи Пушкина. А с Людмилой было интересно разговаривать на любые темы и комфортно вдвоем просто молчать: «Мы с ней срослись. Мы не стесняли друг друга». Она была человеком невероятно добрым и участливым. Преподавая в Колледже искусств и в Педагогическом колледже, стала для своих студентов не просто преподавателем: старалась каждого из них понять и по возможности помочь, каждый раз внимательно выслушивая рассказы про их «молодые» проблемы. Да и вообще любого она выслушивала от начала до конца, если у человека была необходимость выговориться. «Преподаватель от Бога», - говорили о ней коллеги. Идя на прогулку, Людмила клала в карман конфеты, которыми угощала бабушек во дворе. Старалась чем-то угостить и своих студентов. Всегда любила кого-то угощать, ни один гость из ее дома не уходил с пустыми руками. Обожала красивые камни и украшения из них. Любовалась ими, покупала, носила, всем показывала – и с удовольствием дарила. У всех родственников и близких знакомых остались на память о ней подаренные украшения, ее кийизы, гобелены…
«Она вообще любила людей, видела их красивыми. В каждом находила что-то интересное, обо всех говорила хорошо. Всегда радовалась чужому успеху, удаче – согласитесь, такое сейчас нечасто встретишь. И самым большим комплиментом из ее уст было: «Этот человек предан своему делу». Так она говорила про художников Муаеда Аксирова, Михаила Горлова… Художники для нее вообще всегда были особенными людьми, особой кастой. Но главной любовью Людмилы Булатовой всегда оставалась семья, муж, дети. Как она гордилась, что дочь, Ася Абаева, стала настоящей, талантливой художницей, продолжив дело отца», - вспоминает Марзият Байсиева и добавляет, что всегда считала Людмилу и Виктора Абаева «неотъемлемой частью Нальчика, ведь они всегда находили особую красоту в каждой улице города» и относились к нему с особой теплотой.