14 февраля, 2024 - 09:50

Напомним читателям о фестивале «Окно в кино» – одном из самых интересных, веселых и неформальных мероприятий, которое ежегодно проходит в нальчикской школе №33. Вырос он из школьного медиацентра «Еж-медиа», созданного в нальчикской школе №32 лет 10 назад учителем информатики и математики Еленой Пышной. Центр объединил в себе несколько школьных СМИ – ежемесячную газету и радио, потом добавилось и телевидение. Юные телевизионщики не расставались с телефонами, снимая на них все, что казалось им интересным. Этой активностью и воспользовались учителя Елена Пышная и Светлана Хачаева, предложив детям снимать… кино! Пусть, мол, учатся работать в творческом коллективе, писать сценарии, режиссировать, играть. Фильмы можно было снимать в разных жанрах – сказки, детективы, хорроры, мюзиклы, можно было снимать немое кино, можно – «индийское», можно – философское, можно – ремейки, в общем – свобода творчества! Участники фестиваля – ученики 9-11 классов каждый год, а вот жюри почти ежегодно «трансформировалось» – детское, взрослое, студенческое, независимые эксперты. Входили в него педагоги, работники культуры, журналисты – причем не только из нашей республики: Елена Александровна – участник всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года» – подключала к работе в жюри своих коллег со всей России. В этом году, например, в детском жюри были школьники из Ямало-Ненецкого автономного округа. А в прошлом среди членов жюри была даже обладатель Гран-при программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и номинант «Оскара» Кира Коваленко.
Три года назад фестиваль вместе с его организаторами «переехал» в новую школу, теперь она – место его проведения и торжественной церемонии награждения победителей.
К слову, фестиваль с первого же года решили сделать открытым – приглашали к сотрудничеству все школы города, и кто-то даже соглашался. Но основными участниками его пока остаются старшеклассники школы №33 и студия «ВДВ» школы №9 – «ВиДеостудия деВятой» – под руководством учителя информатики Олега Кочетова, тоже, кстати, как и организаторы фестиваля – Пышная и Хачаева – победителя конкурса «Учитель года».
Надо отметить, что даже при двух школах-участницах фестиваль довольно-таки массовый – в этом году на суд жюри было представлено 11 фильмов, которые посмотрели несколько тысяч зрителей в нашей республике и за ее пределами, в том числе студенты разных вузов и выпускники трех школ Нальчика – №№9, 32 и 33. Но тут все-таки, мне кажется, важны не массовость и география, а неподдельный интерес школьников к творчеству – написанию сценариев, режиссерской работе, актерскому мастерству и энтузиазм, с которым они берутся за эту работу. Задействованы все! Учителя, родители, бабушки и дедушки, младшие и старшие братья и сестры. Под «съемочные павильоны» «арендуются» квартиры и дома родителей участников съемочного процесса, школьные классы и коридоры, кафе, банкетные залы, какие-то «недострои» и развалины – все идет в ход. «Реквизиты» чаще всего собираются «из того, что было»: борода Альбуса Дамблдора – из килограмма аптечной ваты, наряды для дам на балу Золушки – из выпускных платьев и аксессуаров к ним старших сестер, тыквой-каретой может послужить папина иномарка, а бриллиантами – мамины кольца. Но при хорошей фантазии (а если у вас нет фантазии, то зачем вам вообще кинофестивали?!) все понятно, гармонично и даже прикольно, как говорят сами представители школьной киноиндустрии.
Еще одна особенность этого кинофестиваля – здесь награды получают все фильмы без исключения – «для всех ладошек найдется «ёжик».
- Да, «ёжиков» – главный приз нашего фестиваля (в этом году они у нас не пластиковые, как обычно, а деревянные) – получают все классы, то есть, извините, творческие коллективы, работающие над фильмами, - говорит Елена Пышная. – И я даже признаюсь, что мы подбираем номинации под фильмы, а не наоборот. В этом году, например, у нас были номинации «Рефлексирующий ёжик», «Сказочный ёжик», «Ёжик в розовых очках», «Газующий ёжик», «Ремейковый ёжик» и так далее. Все поработали хорошо, все молодцы, а значит, у всех должна остаться память об этом фестивале – пусть она будет и в виде этого симпатичного деревянного ежа.
Но, конечно, у нас есть и именные награды – все, как на серьезном кинофестивале – за лучшую мужскую и женскую роль, лучшую режиссерскую и операторскую работу, даже за лучший трейлер фильма!
Какие новшества в этом году? У нас появилось авторское кино! Одиннадцатиклассник Тамерлан Бакаев представил на фестиваль свой авторский фильм «Мы не забудем друг друга». Очень талантливый мальчик, ему и принадлежит идея внести авторское кино в программу фестиваля. Пришел ко мне с просьбой: «А можно я сам свое кино сниму и покажу?» – «Можно». – «А можно я на фестиваль два фильма сделаю – один свой, а второй – общий, с классом, но где я буду режиссером»? – «Можно». – «А можно я сериал сниму для школы? Не на фестиваль, а просто?» Да, конечно, можно, Тамик, мы в школе всегда за творчество и креативность! Ждем сериал…
Еще из нового – мы отказались от интернет-голосования: наши умельцы научились накручивать голоса, а у нас одно из главных правил фестиваля – честность. Теперь, кроме мнений трех жюри, учитываем еще количество просмотров каждого фильма.
В этом году мы решили, что студия «ВДВ» в конкурсной программе фестиваля участвует у нас в последний раз – мы всегда будем рады их участию, но вне конкурса, так как, по мнению многих членов жюри, фильмы студии давно уже перешагнули формат школьного фестиваля – у них уже, можно сказать, профессиональные работы, наши рамки им малы. У них и аппаратура для съемок есть – они не на телефоны снимают, как наши школьные «спилберги», и успехи у них уже есть во всероссийских конкурсах короткометражных фильмов, да в конце концов, их руководитель – без пяти минут профессионал – он заканчивает режиссерское отделение Института искусств.
«Без пяти минут профессионал» Олег Кочетов на предложение внеконкурсного участия не обижается, понимая, что возможности и способности у его команды и команд-классов, делающих первые шаги в «большом кинематографе», совсем не равны. В этом году, например, студия «ВДВ» представила на фестиваль фильм необычного формата с малопонятным для школьников названием «Энтропия». Это фильм-комикс об одиночестве, равнодушии и нелюбви, приводящих к трагедии.
- Олег, такой формат – в целях конъюнктуры? Ну, дети же сейчас легче и с большим удовольствием все усваивают в комиксах.
- Вовсе нет. Мы вообще не думали о конъюнктуре, мы просто экспериментировали, работая с новыми для нас формами. Мы уже снимали черно-белое кино, немое кино, статичное кино, теперь попробовали фильм-комикс с хорошей озвучкой. Она ведь хорошая, согласитесь! Это я на премию за призовое место в «Учителе года» профессиональный микрофон купил! Так что с озвучкой мы еще поэкспериментируем!
Жюри фестиваля, повторюсь, «величина непостоянная» – школьники из детского жюри вырастают и покидают школы, студенты из студенческого – тоже, заканчивая вузы, даже педагоги и разные творческие личности из взрослого меняются периодически. Неизменным вот уже восемь лет в этом жюри остается юрист Сергей Пышной. Да, супруг Елены Александровны Пышной. «Мы, педагоги, такие! – смеется еще один член жюри – директор АНО «Корпоративный университет Эльбрус» Тамара Айбазова. – У нас в работе, особенно внеклассной, вся семья участвует!» «Член студенческого жюри Анастасия Пышная», - в это время объявляет со сцены Елена Александровна.
- Ну да, семейное, - подтверждает Сергей. – Но, если честно, меня никто не заставлял и даже не уговаривал. Просто потому что я, во-первых, люблю детей, а во-вторых, кино. Я думал, что знаю детей, знаю, что им интересно, что увлекает, все-таки я – отец двух дочек, но после первого фестиваля понял, что не очень-то и знаю, и что вообще у детей очень разные интересы. Не думал, что их могут занимать такие жанры, как хоррор или детективы – может, это они в них так все свои негативные эмоции выплескивают, а может, это такой стеб, прикол. Мне вообще нравится, то, что они делают – во всех жанрах, и то, с каким азартом и энтузиазмом они это делают. Мне нравится с ними знакомиться через их фильмы, наблюдать, как меняются из года в год их интересы и возможности. На этом фестивале свой приз может учредить любой желающий. Я тоже свой учредил – каждый год поощряю съемочную группу, сделавшую лучший трейлер к своему фильму. Считаю искусством умение правильно и красиво анонсировать свою работу, заинтриговать и заинтересовать каждого очень коротким «фильмом в фильме».
Организаторы шутят, что за восемь лет «через фестиваль уже прошли династии школьных актеров и режиссеров». Десятиклассник Тамерлан Аксоров как раз из такой «династии». Фильм «Полный газ», в котором он сыграл одну из главных ролей, был отмечен жюри, как «фильм с самым большим количеством локаций».
- Дарина – моя старшая сестра – еще в самом первом фестивале участвовала, - рассказывает он. – Сейчас она учится в Москве, студентка Медицинского института имени Пирогова. А я второй год снимаюсь, и всегда в главных ролях. Мне нравится, может быть, даже на актерский поступать буду, еще не решил. А вам наш фильм понравился? У нас девочки в основном занимались сценарием и режиссурой, а мальчикам больше актерская работа нравится. У нас получился такой фильм-квест, снятый в разных местах – в Нальчике мы начальную и основную часть снимали, в Чегеме, в зале торжеств, – финальную. Нет, мы ничего за аренду не платили, у нас одноклассник с Чегема, он договорился, и нам на час днем совершенно безвозмездно разрешили в зале снимать – просто хорошие люди попались. Еще снимали в Приэльбрусье и в Сочи. Туда наши ребята из класса поехали с родителями отдыхать, и мы этим воспользовались – те, кто там был, и сняли оттуда сюжеты.
Девятиклассник Кантемир Караев, получивший приз за лучшую мужскую роль в почти философском фильме «Розовые очки», – звезда фестиваля этого года. Да и фильм, смысл которого «никто и ничто, даже волшебство, не решит за тебя твоих проблем, ты должен решать их сам», не раз был отмечен как лучший представителями всех трех жюри.
- Сценарий наши девочки писали, - рассказывает он. – Диана и София в основном. Они и режиссерами были. Вообще, свои идеи и сценарии мы «накидывали» в общий чат и вместе выбирали понравившиеся. У девочек были лучшие. Все «семейные» сцены снимали у Инала дома – его родители предоставили нам весь дом для съемок.
Что для меня было самое сложное на съемках? Не засмеяться, когда я был в кадре! Нет, правда, все время хотелось смеяться, а ведь мы фильм на серьезную тему снимали.
Сниматься мне вообще понравилось, но хочу ли быть актером пока не знаю – или актером или программистом – 50 на 50.