16 июня, 2023 - 13:59
Всего за восемь месяцев Пуччини – символ итальянской оперы – написал «Богему», которая стала самой известной оперой композитора.
В основу «Богемы» лег роман Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» 1851 года о жизни молодых талантливых обитателей Латинского квартала Парижа, жизнь которых, вопреки нищете и обездоленности, посвящена искусству, творчеству и любви.
В 1893 году Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза начали писать либретто на основе романа Мюрже, работа продолжалась около двух лет. Примечательно, что другой композитор и профессиональный филолог Руджеро Леонкавалло предлагал Пуччини свою версию либретто, но встретив отказ, написал еще одну «Богему», которая во избежание путаницы ставилась и под названием «Жизнь Латинского квартала».
Премьера «Богемы» Джакомо Пуччини состоялась в Турине 1 февраля 1896, причем композитор был очень недоволен выбранным театром, но публика приняла оперу с огромным восторгом. В первом же сезоне было дано 24 спектакля, каждый из которых проходил с аншлагом.
После этой постановки появились другие – в Риме и Палермо. А 13 апреля 1896 состоялась премьера «Богемы» на Сицилии и снова был безоговорочный успех. Финал спектакля был беспрецедентным в истории оперного искусства. Громкими аплодисментами зрители заставили артистов уже без грима и костюмов выйти на сцену и повторить весь последний акт.
Сегодня «Богема» является одной из самых популярных опер в мире, быть может, превосходящей все другие как в драматическом, так и в музыкальном отношении.
Тем больше была ответственность, выпавшая на плечи молодого постановщика, с которой он вместе с коллективом театра блестяще справился и уже вошел в историю Музтеатра КБР, ведь впервые – пусть в случае неточности меня поправят историки и старожилы театра – у нас представлена опера на итальянском языке, что само по себе является заявкой на определенный уровень. Кстати, даже не знавшие языка зрители постепенно перестали смотреть на электронный экран с онлайн-переводом. Во-первых, благодаря таланту артистов они уже начинали понимать развитие действия и сюжета. А во-вторых, просто боялись пропустить хоть что-то из происходящего на сцене.
Рустам Абаноков собрал великолепный состав, в котором каждый не пел, а жил своим персонажем.
Специально для партии Родольфо он пригласил лауреата международных конкурсов, известного зрителям страны по участию в проекте телеканала «Культура» «Большая опера», прекрасного тенора Алексея Саяпина. Стажер театра Пласидо Доминго, в портфолио которого значится работа с такими дирижерами, как Юджин Кон, Джулиано Карелла, Томаш Нетопил, Энтони Хермус, а также с режиссерами мирового уровня Кристофером Лойем, Лораном Пелли, Яном Джаджем, Франциско Негрином, напоминал великого Сергея Лемешева, блиставшего в этой же роли на сцене Большого театра.
Альмира Абанокова, удачно воплотившая образ нежной Мими (сопрано), органично смотрелась в паре с Саяпиным, с которым они убедительно показали драматическое развитие отношений своих героев.
И все же, сердца зрителей в этот вечер были похищены love-story другой четы – актрисы Мюзетты (Евгения Саенко) и художника Марселя (Рустам Абаев). Обладатели впечатляющих сопрано и баритона радовали не только вокальным, но и драматическим мастерством. Неслучайно, после спектакля одна из зрительниц, высоко оценившая накал всей игры страстей Мюзетты и Марселя, шутливо, но, как известно, основу каждой шутки составляет истина, заметила, что за их отношения переживала больше, чем за свои.
Какими дивными получились философ Коллен и музыкант Шонар! Всего полтора месяца назад бас Евгений Енин и баритон Астемир Подколзин радовали нас на премьере Иоланты, и вот теперь новый подарок талантливых вокалистов и драматических артистов.
В принципе, в спектакле Абанокова нет проходных работ, здесь прекрасны все и прекрасно всё! Масштабная постановка представляет собой образчик настоящей оперы, лишенной условности. Действие «Богемы» местами разворачивается на нескольких площадках и развивается динамично, когда люди не просто стоят в роли безмолвных живых декораций, а разговаривают, печалятся, веселятся, спорят, смеются – в общем, проживают целую маленькую жизнь. Здесь все как в жизни, в том числе редкое для театра наличие детей – учащихся ДШИ №1 г. Нальчика, подготовленных педагогом Усманом Лумановым, и воспитанников кадетского музыкального класса СКГИИ – это необыкновенно украшает спектакль, придавая ему достоверности!
И, конечно, ни с чем не сравнимая «живая» музыка оркестра театра под управлением дирижера-постановщика Азамата Лакунова, и безупречная работа художников по костюмам Жанны Кузьминой и Петра Мамбетова. А благодаря художнику-постановщику Екатерине Махиевой создается полная иллюзия пребывания в Париже. В общем, сходите и посмотрите «Богему», получив неподдельное эстетическое удовольствие высшей пробы! А мы непременно сходим еще раз!