15 апреля, 2023 - 15:32
В Год педагога и наставника мы рассказываем о ярких представителях этой благородной профессии, об интересных проектах, исторических личностях
и достижениях. А сегодня мы поведаем историю простой семьи учителей, для которых школа и наставничество стали общим семейным делом, образом жизни.
В семье Порошиных все разговоры сейчас только о школе: конец года, ученики приходят на дополнительные занятия – преподавание продолжается и дома. Надоело? – Нет! «Школа – с детства, любимые дети – всегда, школа свела нас вместе, благодаря школе появилась наша семья. Школа – это вся наша жизнь». Андрей Порошин и Мадина Докшокова – учителя. Он – физики, она – русского языка и литературы. «Физики» и «лирики» прекрасно уживаются вместе.
Глава семьи Андрей Порошин – почетный работник воспитания и просвещения РФ, награжден за добросовестный труд и достижения в сфере образования. Неоднократно готовил призеров и победителей городских и республиканских олимпиад, его ученики – призеры всероссийских олимпиад. Более 20 лет он проработал учителем в гимназии №4, а сейчас Андрей Валентинович – учитель физики в «Солнечном городе».
Но изначально он не планировал быть учителем. Окончив Ленинградский политехнический институт, он хотел посвятить себя науке. Начинал свою карьеру ассистентом кафедры физики, куда попал по распределению. Трудился сначала в Ленинграде, потом в Калининграде. А после по семейным обстоятельствам вернулся в родной Нальчик. Здесь его без конкурса приняли в КБГУ, учитывая, у каких именитых учителей он прошел свою школу.
Однако, суровые 90-е многих «вывели на рынок», вот и Андрей Порошин решил было заняться бизнесом. Но если тебя ждет твое призвание, все дороги все равно приведут к нему. Бизнес не пошел, зато открылись двери…школы, благодаря совету коллеги его мамы задуматься о преподавании.
Дело в том, что мама Андрея Порошина – Раиса Григорьевна – тоже педагог, долгие годы она работала в системе образования, а начинала в качестве воспитателя в детском саду «Аленушка», где работала с первых дней его открытия, и куда еще в 80-е годы приезжало местное телевидение, чтобы подготовить репортаж об «образцовом воспитателе Порошиной». Одним словом, «это витало в воздухе».
Так Андрей Валентинович «снова пошел в школу». «Мужчин в школу берут с удовольствием, ведь там не хватает именно мужского влияния, авторитета, особенно среди мальчишек. Нелегко было поначалу, но интересно. А потом пришел к тому, что это и есть мое призвание».
Призвание и судьба: именно здесь, в школе, он познакомился со своей будущей супругой Мадиной. Она, как и его мама, тоже начинала свой профессиональный путь с детского сада – была музработником, а после отправилась работать в школу: сначала в 24-ю, а потом в гимназию №4, где когда-то училась сама, и вот уже без малого 20 лет Мадина Германовна трудится в системе образования. В детстве она хотела быть врачом или учителем, но «победила школа»: родственники и даже соседи были учителями, и еще школьницей она любила смотреть, как они работают, помогала им с тетрадями, книгами. «Конечно, у меня были прекрасные наставники, а мой учитель по русскому языку и литературе Ягубова Таира Михайловна буквально дала мне путевку в жизнь. В итоге, когда я пришла в школу уже в качестве учителя, мы с ней не один год проработали в одном кабинете. Очень теплые отношения у нас были, обменивались опытом, вспоминаю о ней с теплом и благодарностью до сих пор».
Знакомство с Андреем случилось в первые минуты пребывания в школе, вспоминает Мадина: «Как только я зашла в гимназию №4 подавать документы, первый человек, с которым я там встретилась, был Андрей Валентинович. Он спросил, не нужна ли мне помощь, проводил до нужных кабинетов. Так и познакомились. Потом начали часто пересекаться по работе, и в итоге профессиональное общение переросло в роман и создание семьи».
Как говорят супруги, два учителя под одной крышей – это и большие трудности, и большое счастье. Трудности – потому что настоящий учитель себе не принадлежит: всегда подготовка к каким-то мероприятиям, проверка тетрадей, планы, отчеты, экскурсии с детьми, никогда точно не знаешь, когда освободишься. Но счастье, как известно, это когда тебя понимают: «А мы понимаем друг друга как никто!»
«Труднее всех, пожалуй, нашему сыну Арсюше», - смеется Андрей Валентинович. Сейчас он учится в третьем классе все в той же судьбоносной для их семьи гимназии №4. Учится прекрасно, да и нет у него шансов с такими родителями «расслабиться», не выучить урок или прогулять, из-за чего он даже жалуется иногда: «Ну почему у меня мама с папой учителя!» Удивительное совпадение, но сын Андрея и Мадины родился…в День учителя, 5 октября. «В школе собрались все педагоги в тот день, отмечали День учителя, и тут такая новость! В итоге меня поздравляли не только с профессиональным праздником, а с рождением сына: «У вас истинно учительская семья, даже ребенка родили в День учителя!» - вспоминает Порошин.
Будет ли Арсений Андреевич продолжателем семейной династии – пока неизвестно, но его родители счастливы быть учителями. «Мы рады, что выбрали эту профессию, пусть это и тяжелый труд. Учитель – это не только человек, передающий знания. Он должен быть и другом, и психологом, и наставником. А самое главное – сердечным, хорошим человеком, ведь дети тонко чувствуют фальшь и неискренность. И что бы сегодня ни говорили об отношении детей к учителям, но настоящего учителя дети любят и уважают. Вот почему путь учителя пусть и сложный, но благодарный».