16 апреля, 2022 - 15:32
6 апреля Балкарский государственный драматический театр им. К. Кулиева представил премьеру постановки Магомеда Атмурзаева «Антигона» по одноименной пьесе Жана Ануя, основанной на знаменитом древнегреческом мифе.
…После смерти царя Эдипа его сын Полиник в борьбе за власть предает Фивы и приводит вражескую армию к стенам города. Этеокл, второй сын Эдипа, встает на защиту Фив и в поединке убивает своего предателя-брата, сам погибая от ран. Ставший царем Креон (Мажид Жангуразов) хоронит с почестями Этеокла, а тело Полиника бросает на растерзание птицам и псам, издав указ, что каждого, кто осмелится предать земле предателя, ждет смертная казнь. Антигона (Саида Жангуразова), невеста царского сына Гемона (Мурат Гиляхов), принимает решение нарушить запрет дяди, прекрасно понимая последствия своего решения.
Свою пьесу Жан Ануй написал в 1942 году в оккупированной Франции, что в контексте исторических событий эпохи стало не просто абстрагированным рассуждением на тему свободы выбора, судьбы и долга, а окутало сопротивление хрупкой девушки системе ореолом призыва к активной борьбе с фашистским режимом.
Постановка Атмурзаева никак не связана с Францией или Второй мировой войной, что, в первую очередь, находит выражение в трактовке образа Креона. У Ануя он однозначно олицетворял силы зла наподобие толкиеновского Саурона, роковую напасть, тьму, которая, имея временную власть над волей человека, заставляет его делать мучительный выбор: пойти против своей совести или умереть свободным.
Креон Жангуразова – это не злой гений, а опора Фив, на которой и держится мир в государстве, без братоубийственных войн и смуты вседозволенности. Креон – олицетворение созидания, жизни, наполненной трудом, который и придает ей смысл. Надо жить и трудиться, считает он, не давая низменным страстям или даже возвышенным страстям управлять собой.
Антигона Саиды Жангуразовой, пожалуй, впервые для автора этих строк дала ответ на вопрос, почему же Ануй назвал пьесу именно ее именем, ведь, как правило, в большинстве постановок ее образ смотрится не столь ярко, как образ ее антагониста Креона. Оказывается, Антигона, которую называют худышкой и незаметной тихоней, – это не просто хрупкий символ, которому достаточно просто быть символом, а фигура не меньшего масштаба. Она не отстраняется от аргументов Креона, она противостоит им с не меньшим напором. Во время ее противостояния с дядей и царем куда-то исчезала вся разница в росте, возрасте под натиском двух равновеликих сил. Антигона не менее убеждена в правоте своих принципов, чем Креон. Она не оправдывается, не защищается, она делится своим кредо, она не собирается смириться, она бичует и клеймит.
Гемон, сын Креона и жених Антигоны, меж этих двух огней только на первый взгляд кажется слабее отца и невесты. На самом деле без громких слов и заявлений о том, что он не может поступить иначе, он выражает свою позицию, свое несогласие с ними. Пусть это и не далось ему легко – душераздирающий крик Гемона, казалось, звучит во всех уголках трехэтажного здания театра, – но свой выбор он сделал. Это не первая роль романтического героя для Мурата Гиляхова, и он снова сумел показать своего персонажа намного большим, чем просто влюбленный юноша.
Также в спектакле сыграли Светлана Байтуганова (Исмена), Галима Тапасханова (Кормилица), Султан Мирзоев (Хор), Хажидаут Бичиев, Арафат Гогуев, Жемал Мисиров (Стражники) и Мариам Темиржанова, воплотившая придуманный Атмурзаевым образ Мальчика.
А завершилась премьера чествованием Мажида Жангуразова, отмечавшего в тот вечер свой день рождения, о чем под бурю оваций сообщила поздравившая его известная общественная активистка и театрал Алена Чернова.