6 апреля, 2022 - 12:18
На минувшей неделе в министерстве просвещения, науки и по делам молодежи КБР прошло совещание «О развитии системы инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской Республике».
Открывая его, руководитель министерства Анзор Езаов представил гостей, принимающих участие в работе совещания – депутата Государственной думы ФС РФ Викторию Родину и уполномоченного по правам ребенка в КБР Светлану Тлинову.
- Основная цель инклюзивного образования – адаптировать ребенка с ограниченными возможностями здоровья, социализировать, реализовать его возможности, - сказала, приветствуя коллег, Виктория Родина. – У нас немало задач в этом плане, немало вопросов, но все их можно решить, если постоянно вести конструктивный диалог и работать сообща.
О состоянии и перспективах развития системы инклюзивного образования в КБР рассказала заместитель министра Екатерина Мисостова.
По ее словам, в 2021-2022 учебном году в общеобразовательных организациях КБР получают образование 3 669 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, из которых для 3093 организовано инклюзивное образование, для 484 детей – обучение на дому, 92 школьника получают образование в дистанционной форме.
Сегодня коррекционное и инклюзивное образование в нашей республике представлено двумя специальными школами-интернатами для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, двумя школами-интернатами для детей из малообеспеченных и многодетных семей со специальными (коррекционными) классами, специальной школой-интернатом для детей с нарушениями речи и слуха, двумя школами-интернатами для детей с нарушениями интеллекта и двумя школами-интернатами для детей с нарушениями аутистического спектра, зрения, опорно-двигательного аппарата и другими заболеваниями. В пяти общеобразовательных школах Нальчика и одной Прохладного работают коррекционные классы.
Для детей с ОВЗ дошкольного возраста в детских садах работают группы компенсирующей направленности, которые посещают малыши с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, центральной нервной системы, с задержкой психического развития. Созданы условия для дошкольного образования детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложным дефектом развития, аутистическим синдромом. По состоянию на 1 января 2022 года доступность дошкольного образования для детей с ОВЗ составляет 100%.
Более тысячи детей с ОВЗ и 802 ребенка-инвалида в нашей республике обучаются по программам дополнительного образования.
Специальные курсы по теме «Организация и осуществление дополнительного образования детей с ограниченными возможностями и инвалидностью от 5 до 18 лет» в АО «Академия «Просвещение» прошли 158 педагогов.
Более 130 студентов с ОВЗ обучаются в колледжах республики. С целью популяризации профессий и специальностей, повышения мотивации людей с инвалидностью к получению профессионального образования, содействия их трудоустройству в республике вот уже пять лет проводятся региональные чемпионаты конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс».
С 2011 по 2020 годы на создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования в рамках указанной государственной программы из средств федерального бюджета было выделено 115 304,8 тыс. рублей, на которые в образовательных организациях проведены работы по созданию универсальной безбарьерной среды (устройство пандусов, тактильных указателей, противоскользящих покрытий, установка специализированной системы с регулируемой рабочей поверхностью для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, установка кнопки вызова помощи), приобретено специальное, в том числе учебное и компьютерное оборудование, а также специальный автотранспорт.
Вместе с тем, как отметила Мисостова, существуют и определенные проблемы. В образовательных организациях не хватает «узких» специалистов. Инклюзия невозможна без качественно организованной психолого-педагогической помощи, эффективной работы школьных комиссий. Нужны сопровождающие специалисты: психологи, логопеды, дефектологи, тьюторы. Необходимо совершенствовать «образовательную вертикаль», тиражировать успешные практики инклюзивного образования в дошкольном, общем и профессиональном образовании.
На совещании также обсуждались система работы детей с аутизмом, опыт работы центров психолого-медико-социального сопровождения и другие.