19 мая, 2021 - 12:45
Лина Дыгова, Элла Шаваева и Валерия Могдалева создали и реализуют в Нальчике совместный проект «История в особенных рисунках», в рамках которого еженедельно проводят творческие занятия для детей с расстройствами аутистического спектра.
Лина, в прошлом ведущий экономист, уйдя в декрет, стала много рисовать. Сейчас она преимущественно занимается росписью одежды. Валерия оставила бухучет и стала учителем начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования. А Элла – финансовый аналитик и профессионал в ведении и сопровождении проектов на всех этапах их реализации. К тому же она занимается гончарным искусством.
- Кому и как пришла идея проекта? Что вдохновило?
Валерия: - Я состояла в группе «ЯПомогу» в WhatsApp, организованной Зарой Качесоковой, просто из любопытства около года. Наблюдала за Зарой, волонтерами, их взаимодействием с родителями и детьми, которые посещали занятия с психологом Будимиром Нагоевым. Мамы практически после каждой встречи писали об изменениях в отношении к своему особенному ребенку. Вместе они учились мыслить позитивно, открыто говорить о своих чувствах. И, кстати, продолжают это делать. Проект создавался с целью привлечения внимания к проблеме аутизма. С помощью инстаграма мы надеемся охватить еще большую аудиторию разных возрастов, рассказать людям, что вот, собственно, люди с РАС близко, рядом, среди нас, и это нормально! Надо помочь им почувствовать себя важной частью общества, помочь реализоваться! Мы должны учиться поддерживать, уважать их, считаться с ними во всех сферах жизни.
На мой взгляд, сложностей в реализации проекта не возникло, поскольку мы действуем при поддержке организации «ЯПомогу». Только пандемия немного отодвинула сроки начала занятий.
Лина: - Занятия проходят в ресурсном центре КБГУ каждую субботу. Совместно с проектом «ЯПомогу», в рамках которого родители общаются с психологом. В это время мы с детьми рисуем, лепим, клеим.
Валерия: - Перед каждым субботним занятием проходит «мозговой штурм»: что будем рисовать, а может, вырезать, а может, все вместе? Таким образом, мы пытаемся сделать занятие комбинированным. Конечно, бывает, что не все ребята заинтересованы в работе. Или точнее будет сказать – не все предложенное находит отклик абсолютно у всех. В таких случаях мы импровизируем, общаемся, играем. Но обычно дети охотно включаются в творческий процесс. На всех встречах присутствуют команда проекта и волонтеры.
- Что важно знать при работе с особенными детьми? Чему учит общение с ними?
Валерия: - Уважать в человеке человека. Не обижаться. В силу своего диагноза люди с аутизмом могут быть неприветливы в привычном нам понимании, пугливы, игнорировать, односложно отвечать, что может показаться грубостью с их стороны. Но это не так! Это особенности поведения. В работе с ними очень важно быть внимательными и терпеливыми.
- А какова дальнейшая судьба рисунков детей?
Лина: - Летом планируем выставку всех работ. Рисунки станут принтами для тканей, из которых будут изготовлены разные предметы одежды с общей информацией об аутизме.
Валерия: - Судьба рисунков светла и позитивна. Надеемся, их увидит как можно больше людей! Уверены, что вы, ваша редакция, подруги и друзья будут с удовольствием носить вещи с принтами особенных рисунков. Мы рассчитываем, что наше дело способно вдохновить кого-то на интересную идею, и будет создан и реализован новый, более масштабный проект, такой нужный нашему обществу.
Лина: - Диагноз аутизм ставится каждому пятому ребенку – это мировая статистика, в нашем регионе ее не ведут. Найти хоть какие-либо данные – проблема. Большая.
Элла: - Когда проводили исследование, выяснили, что на детей с диагнозом РАС мало ориентированных социальных программ, почти нет специализированных классов, мало учителей со специальным образованием.
Валерия: - Но все поправимо. В том числе и через такие локальные проекты. В заключение хотелось бы привести один пример. После каждого занятия мы выкладываем фото и видео на нашей странице в инстаграм. И вот, после фотоотчета о пятой арт-встрече, нам написали независимо друг от друга две девушки, с которыми мы близко общались в юношестве, впервые рассказав, что они воспитывают детей с РАС. Они увидели, что мы, их знакомые, в этой теме, и поделились своими историями. Правда, пока они не посетили наши занятия. Но трудный первый шаг был сделан – открыться, рассказать! Хотелось бы, чтобы и каждый из нас был заинтересован в создании региональной системы помощи людям с РАС.