Школьный урок как новая форма воспитания

В нальчикской гимназии №14 прошел семинар по апробации модуля «Школьный урок» рабочей программы воспитания.
В начале этого учебного года вступили в силу поправки в Федеральный Закон «Об образовании», касающиеся воспитания в образовательных учреждениях страны. Теперь воспитанию будет  уделяться особое внимание. В новом документе оно определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения». Кроме этого, воспитание в школах должно формировать у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, к природе...»
- Если раньше о роли школы в жизни детей мы говорили так: «обучать, развивать, воспитывать», то сейчас акценты смещены в приоритетах: «воспитывать, обучать, развивать», - пояснила начальник отдела дополнительного образования, воспитания и социализации департамента образования Нальчика Светлана  Тхагапсоева. – Нам важно сегодня воспитать не только образованного и грамотного человека, но и гармонично развитую, духовно-нравственную личность. 
С 1 сентября 2020 года во всех школах России началось внедрение примерной программы воспитания. Что значит «примерной»? То, что она построена по принципу конструктора: школы смогут сами выбирать ее компоненты, создавать и реализовывать те программы воспитания, которые им подходят.
Примерная программа воспитания задумана как гибкая система. Это не перечень обязательных мероприятий, а описание возможных форм и способов работы с детьми. В «конструкторе» – и социальные школьные проекты, и дискуссионные площадки, и спортивные праздники, и «капустники». А еще – театры, музеи, выставки, совместные мероприятия с родителями. Ну и, конечно, особая роль у классных руководителей: классные часы, совместные игры и тренинги с учениками, поддержка ребенка в трудных ситуациях.
Школа может выбрать из этого «конструктора» именно то, что нужно ей, и отказаться от того, что не нужно. Но  воспитательная программа каждой школы должна включать в себя и обязательные разделы. Вообще состоит она из нескольких модулей: инвариантные – которые нельзя менять, и вариативные – которые можно. Каждый модуль ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы. Инвариантные модули: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация». Вариативными модулями могут быть: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы» и другие. Каждое образовательное учреждение при разработке собственной рабочей программы воспитания имеет право помимо обязательных  инвариантных модулей, выбрать свои – вариативные, которые зависят от кадровых и материальных ресурсов школы, воспитательных целей и задач. А может и добавить  собственные модули. 
Образовательным учреждениям – прогимназиям, школам, колледжам и вузам – дан срок  до 1 сентября 2021 года на то, чтобы включить рабочие программы воспитания и календарный план воспитательной работы в свои образовательные программы, которые должны быть интересными, неформальными, которые  действительно помогут ребятам гармонично войти в жизнь современного общества.
Нальчикские школы свою программу уже составили, сейчас идет ее тестирование. В городе действуют пять сетевых площадок, каждая отрабатывает по два инвариантных модуля и несколько вариативных.
В гимназии №14, выступающей одной из сетевых площадок, участникам семинара были продемонстрированы нетрадиционные формы урока. Главной задачей семинара было показать методы, используемые педагогами в урочной и внеурочной деятельности, ведущие к повышению воспитательной составляющей урока. Например, английский в виде игры, литература в виде викторины или литературной гостиной. Но, пожалуй,  больше всего запомнился урок истории в виде спектакля, который со своими учениками поставили преподаватели и классные руководители 6-го и 7-го классов гимназии Олеся Бетрозова и Милана Кунашева. Тему взяли «Образование Российского государства. Нормандская теория». По признанию педагогов, репетировали почти полтора месяца по 3-4 раза в неделю, подключив к подготовке спектакля и родителей учеников, и своих коллег. Сами мастерили костюмы и декорации, сами ставили танцы. Слухи о необычном спектак-ле-уроке быстро разнеслись по всей гимназии: он стал популярным даже до своей «премьеры», а финальная песня из исторической постановки – «вирусной»: в гимназии ее теперь знают и поют не только ученики, но и учителя.

Свежие номера газет Советская молодежь


07.04.2021
31.03.2021
24.03.2021
17.03.2021