19 января, 2022 - 12:24
В Москве подвели итоги международного фестиваля социального кино «Лампа». Главную награду в номинации «Документальный фильм» получил «Помощь. ДОК» – новый эпизод мини-сериала о первом в мире мобильном приложении адресной и прозрачной помощи нуждающимся. К проекту «Помощь» уже присоединились Юра Борисов, Чулпан Хаматова, Вениамин Смехов, Антон Лапенко, Саша Гудков, Женя Медведева и еще десятки известных в стране людей. В создании фильма принимала участие и нальчанка, выпускница ВГИКа, колорист Даша Руденко.
- Как ты стала колористом?
- Я училась на фотографа во ВГИКе и ближе к концу обучения поняла, что обрабатывать фотографии мне нравится больше, чем снимать. Я делала много скриншотов из фильмов, пока их смотрела, изучала сочетания цветов, их влияние на восприятие, пробовала создавать подобные гаммы в своих снимках. После учебы нашла небольшую студию, где и случился мой старт. Долго постигала все сама, да и до сих пор учусь. Не могу сказать, что я выбрала это направление. Скорее, оно нашло меня. Думаю, на это очень повлияла вгиковская «киношная» атмосфера.
- И все-таки, как цвет в кино влияет на восприятие?
- Цвет крайне важен. Он транслирует состояние, эмоции, время. С помощью цвета можно акцентировать внимание зрителя, разделять между собой сцены реального времени и, например, флешбэков. С его помощью можно обманывать и, наоборот, убеждать, скрывать что-то или выделять.
- С каким жанром кино ты в основном работаешь?
- Обычно это 50/50 – сериалы и полные метры. Одинаково люблю и то, и другое. Что касается жанров, то больше нравится драма. Люблю документальное кино.
- Какую из своих работ ты можешь назвать любимой?
- Их три. Это картины, где прекрасно все: «Бедные Люди. Кабаковы» (2018), «Сорокин Трип» (2019), «Бондарчук. BATTLE» (2021).
- А наиболее важная для тебя работа?
- Серии роликов для проекта «Помощь». Мой друг и оператор Паша Янкевич однажды просто попросил помочь с цветокоррекцией. А там оказался классный, искренний док. Да и в целом просто потрясающая идея и люди. Невероятно рада, что могу внести свой вклад в этот проект.
Проект – как точка сборки нового времени, он объединяет поколения. Первой целевой группой для оказания адресной помощи стали пожилые люди.
«Помощь» существует во многом благодаря добровольным помощникам, которые разрабатывают приложение, создают дизайн, снимают видеоролики и делают многое другое. Также они выезжают к подопечным для верификации их потребностей, подписывают с ними документы, проводят фотосесси и собирают данные для создания историй в личных профилях. Здесь всегда рады новым помощникам. Если найдутся те, кто хочет принять участие в жизни проекта и присоединиться к команде, нужно только заполнить форму в приложении pomosch.app. В данный момент проект уже поддержали в 35 городах России. Как раз о нем и был наш фильм.
- Это тот самый, который получил одну из главных наград международного фестиваля социального кино «Лампа»?
- Да. Честно говоря, про фест «Лампа» я раньше и не слышала. Узнала только тогда, когда увидела призовую статуэтку и подпись.
- А в документальном кино цвет имеет такое же значение, как и в художественном?
- Да, но иногда, в отличие от игрового кино, ставится задача сделать нейтральное изображение. Это тоже не всегда просто. Особого разделения в плане цветокоррекции между игровым и документальным кино нет. Все опять же зависит от того, что хочет передать режиссер зрителю.
- Можешь рассказать о приемах в колорис-тике, которыми пользуешься для создания атмосферы, настроения в кино?
- Если отойти от устоявшихся «холодное = драматичное» и «теплое = веселое», то есть очень много инструментов и приемов, которыми можно преобразить изображение до неузнаваемости. Например, первые кадры фильма «Бедные люди. Кабаковы» – дом художника. В кадре коридор и входная дверь с небольшими окошками. Он снят днем, а передо мной была поставлена одна из самых непростых задач в практике колориста – сделать из дня ночь. В итоге изображение было очень темным и холодным, такая классическая цветовая схема «American night», но это выглядело слишком просто. Нужно было добавить акцента, света, точку притяжения взгляда. Чтобы решить эту проблему, в окошках входной двери я нарисовала кучу масок, добавила в них теплый свет, тем самым создав имитацию света наружной лампы над дверью. Получилось довольно правдоподобно и интересно. Цветокоррекция – это мощный инструмент управления эмоциями. Одним движением всю сцену можно сделать темной, холодной и мрачной, лишить деталей или, наоборот, сделать воздушной и светлой. Все очень сильно зависит от контекста.
- Кто выбирает цвет?
- Это командная работа. Ответственный за изображение в первую очередь – оператор, с ним мы начинаем самую непростую, самую первую часть работы – поиск. С ним мы определяем основную цветовую гамму, расставляем световые и цветовые акценты. Режиссер очень помогает с пониманием общего ощущения и настроения. Решение редко принимает кто-то один, это чаще всего компромисс и множество проб, тестов, поисков нужного. Иногда оно происходит быстро, например, когда цветовые сочетания уже заложены при съемке, или, наоборот, очень долго.
В свою очередь, я пробую оценить, насколько фильм близок мне по духу и подходит ли он мне стилистически. Огромную роль играет эмпатия. Переживала ли я в реальной жизни то, что происходит в фильме, видела ли я подобные локации, цветовые сочетания, испытывала ли похожее настроение... В своей работе я каждый фильм пропускаю через себя, от первого до последнего кадра. Чтобы было легче понять друг друга, оператор и режиссер показывают мне референсы (примеры того, что им хотелось бы получить в итоге) – кадры из фильмов или живопись. Иногда я даже составляю себе музыкальный плейлист, чтобы держать настроение.
- Я правильно поняла, что твоя работа начинается со стартом съемок фильма?
- До съемок могут привлечь колориста на тест камеры и оптики. Он может участвовать и в самой съемке. Но в нашей стране, к сожалению, такое редко практикуется, хотя это упрощает работу в дальнейшем. В основном мы – постпродакшн.
После монтажа фильм направляют на цветокоррекцию. Отталкиваясь от референсов, я работаю с каждым монтажным кадром. В первую очередь правится яркость, контраст и баланс белого. Отдельно правится оттенок кожи. Можно маскировать светлые участки на изображении, притемняя их, или, наоборот, подсветить темный угол или лицо актера. У меня огромный и сложный инструментарий, который будет работать по-разному, в зависимости от порядка использования в коррекции. В полнометражном фильме от 500 до 2000 монтажных склеек, объединенных в сцены, а сцены состоят из кадров. Работа колориста над полным метром длится минимум 5 смен. Одна смена – это примерно 6-8 часов. После восьми часов восприятие цветов притупляется.
- Сложно ли становится воспринимать кино чувствами, когда работаешь с ним и понимаешь приемы?
- Очень сложно. Крайне сложно.
- Над какими проектами ты работаешь сейчас?
- На днях закончила интересный проект «Инсомния», который снимал Алишер Хамидходжаев. Это один из тех операторов, с которым мы друг друга уже можем понимать без слов. Кажется, по цвету получилось интересно, и сценарий там неплохой. Сейчас у меня в контрасте с московской погодой летнее кино – история про обманутых дольщиков. Где-то в январе планируется его прокат. Со дня на день начинаются еще два проекта: сериал и полный метр.
Планы на будущее? Собираюсь продолжать любить свою работу, развиваться и пробовать себя в новых жанрах.