Юные, первые, лучшие

Кто-то из них считает, что в 15 уже вполне пора определиться с профессией, а кто-то еще в раздумьях. Но безусловно одно: все они – победители и призеры четырех юниорских компетенций – талантливые и трудолюбивые ребята. Вероятно, их ждет большое будущее, ведь они уже сейчас легко доказывают, что юность вовсе не помеха для того, чтобы овладеть профессией и выделиться в ней. Ну хорошо, пусть не овладеть, но усвоить ее азы и не бояться трудностей, согласитесь, что это очень немало, когда тебе всего пятнадцать.

Компетенция «дошкольное образование»

Победитель – Артем Голубицкий, 8 класс СШ №5, г. Прохладный.
- Мы давно и тесно сотрудничаем с Прохладненским многопрофильным колледжем, и когда они предложили нам принять участие в чемпионате профессий, мы согласились. И я про Артема сразу подумала, - это классный руководитель Артема Ольга Колпак рассказывает, как ее ученик попал в эту не очень обычную и привычную для парней компетенцию. Ну правда, много вы видели мужчин-воспитателей в детском саду? – Почему про него? Да потому что он у нас везде хорош, за что бы ни взялся, у него все получается. Отлично учится, спортсмен, командир юнармейского отряда, активист и лидер по характеру. А еще очень коммуникабельный и добрый. То есть, у него имеются все качества, чтобы понравиться детям, заинтересовать их. К тому же способности к педагогике у него должны быть врожденными – у них в семье два поколения педагогов. Готовила Артема к конкурсу преподаватель многопрофильного колледжа Светлана Карагот – занималась с ним две недели.
- Дедушка, бабушка, папа, дядя… – это уже Артем перечисляет родственников, которые когда-либо работали или работают педагогами. – Конечно, все очень обрадовались моей победе, а папа за нее мне даже купил кое-что, о чем я давно мечтал! Нет, не скажу что, это секрет, но это меня очень обрадовало!
- Несложно было во время подготовки и на самом выступлении? Все-таки спорт и юнармия для мальчишек ближе, наверное, чем возня с малышами?
- Если честно, было нелегко. Все-таки за такой короткий срок освоить разные методы дошкольного воспитания, причем с применением инноваций… Многое было непривычно. Там, например, надо было разобраться с конструктором Лего, применять его в развивающих играх. Но это был совсем другой Лего, не тот, с которым я играл, когда был маленький! Я даже не знал, что сейчас такие существуют! Надо было смонтировать познавательный мини-фильм из того материала, который тебе дадут, подготовить виртуальное путешествие. А еще надо было не волноваться! А у меня то фильм не сохраняется в компьютере, то нервы на пределе…. И надо было познакомиться с моими «воспитанниками» и обговорить с ними некоторые детали и условия занятий. В роли «малышей» у нас выступали волонтеры – студенты колледжей. Я их просил включить свою фантазию, вести себя так, как бы вели себя пятилетние дети. 
Вот интересно: перед началом выступления я очень волновался, а как только начал занятие, страх исчез, стало самому интересно – как пройдет все, как справлюсь. Вроде получилось. Вообще мне очень понравилось – и готовиться, и выступать, новое всегда, наверное, интересно.
- Значит, есть возможность того, что ты продолжишь семейную династию?
- Не уверен. Мне сейчас многое интересно – учу английский и немецкий языки, занимаюсь боксом, художественную школу закончил уже... Машины люблю – это прямо моя страсть! Но поступать я все-таки буду, скорее всего, в военную академию. У меня старший брат там учится, говорит, что это очень интересно. И круто. Вот, правда, не знаю, что мне с машинами делать… В военной академии не разрешают иметь свою, пока учишься, а мне так хочется! А может, я смогу все совместить. Ну, например, закончить военную академию и потом в ней преподавать! Так же тоже можно? А спорт и машины – как хобби будут. Я подумаю, у меня еще три года на раздумья.

***

Компетенция «Медицинский и социальный уход»

Победитель – Милана Шалова, 9 класс лицея №2 г. Нальчика.
Медальон «За профессионализм» – Дисана Ташева, 9 класс, лицей №2 г. Нальчика. 
(Как рассказал руководитель пресс-службы Республиканского координационного центра регионального этапа чемпионата молодых профессионалов Артур Коков, медальон
«За профессионализм» выдается участникам, набравшим более 500 баллов
в состязании. Это очень высокий результат, в этом году на чемпионате было выдано всего четыре таких медальона.)
- Попробовать свои силы в таком необычном для нас чемпионате нам с Дисаной предложила наш учитель биологии Римма Мухамедовна Шогенова, - рассказывает Милана. – Почему именно нам? Наверное, потому, что мы отличницы, обе идем на «золотую медаль», учимся в профильном естественно-научном классе и собираемся в будущем стать врачами. Хотя, если признаться, я до этого чемпионата все-таки немного сомневалась, стоит ли мне идти в медицину. Это ведь такая ответственность! А еще боялась того, что я поступлю на медфак, проучусь год-два и вдруг пойму, что это не мое призвание, вот не хочу я врачом быть! Это же такое разочарование и для меня, и для моих близких будет! В общем, я подумала, что участие в этом чемпионате должно помочь мне определиться с выбором профессии. 
Готовили нас в медицинском колледже «Призвание» – полтора месяца его преподаватели занимались с нами по 2-3 часа в день. А у нас всех еще школа и репетиторы, через два с половиной месяца нам ГИА сдавать, мы же готовимся! Конечно, пришлось нелегко, но педагоги колледжа всегда шли нам навстречу, составляя расписание занятий так, чтобы мы успевали и к своим репетиторам. У меня их два – по химии и биологии, я старалась не пропускать, но последние дня три перед чемпионатом, отложила все дела и с утра до вечера готовилась в колледже.
- Сложные были задания?
- У нас было восемь модулей – это немало! Задания и практические, и теоретические были. Уход за лежачим больным, оказание первой помощи, уколы инсулина, перевязки и другое – это как практика, консультации, разъяснения – как теория. Ну, например, мы оказали первую помощь человеку с приступом стенокардии и обязательно должны рассказать ему, как себя вести и как контролировать свое состояние в дальнейшем. Так же с пациентом с сахарным диабетом – купировать приступ гликемии и объяснить, как научиться управлять своим заболеванием. Кроме того, уход за больным мы должны были осуществлять в разных условиях – дома, в стационаре, в хостеле. Заданий было много, и все требовали внимательности, аккуратности и коммуникативных навыков. Ведь учитывалось и то, с каким настроением мы работаем с «больными», как с ними общаемся, как находим к ним психологический подход.
- Не жалеешь, что столько времени потратила на этот чемпионат? Сейчас школьники ведь мотивированы только на высокий результат ЕГЭ и дополнительные баллы при поступлении. А участие в чемпионате в ЕГЭ не поможет, баллов при поступлении не прибавит.
- Во-первых, это мне очень много дало в практическом плане. Те навыки, которые я там получила, никогда и ни для кого не будут лишними. Оказать первую помощь, правильно ухаживать за больным – да этому каждый должен научиться! И во-вторых, как я сказала уже, чемпионат мне помог определиться с выбором профессии. Теперь я точно знаю, что буду поступать на медфак нашего университета. Стану невропатологом. В наше стрессовое время это очень нужная специальность.
Дисана Ташева, обладатель медальона «За профессионализм», с будущей профессией определилась давно, еще когда поступала в профильный естественнонаучный класс. 
- Дисана, а тебе что показалось самым сложным на чемпионате и что он дал тебе лично?
- Самым сложным…. конкуренция, наверное. Нас, участниц, было пятеро – все очень хорошо подготовлены, все старательные, интересные, веселые – девочки, которые со мной участвовали в чемпионате, были очень хорошие, мы быстро сблизились и подружились. Очень трудно конкурировать с подругами, ведь за каждую переживаешь, каждой желаешь победы. Но при этом и сам хочешь победить!
Те знания и умения, что я получила во время подготовки к чемпионату, очень ценны не только для меня, но и для моих близких. Они смеются теперь, что не зря терпели, когда я на них тренировалась оказывать первую помощь – если не дай бог что случится, требующее не очень квалифицированной медпомощи, – я смогу помочь, я теперь умею! Когда нас готовили к чемпионату, я поняла, что все это мне очень нравится, что я вообще практик. Теперь хочу скорее закончить школу, поступить в вуз, на специальность «стоматология» и как можно быстрее начать работать!

***

Компетенция «мобильная робототехника»

Второе место – Астемир Карданов и Ислам Хачамизов, 9 класс школы №1 с. Малка.
Да, здесь речь пойдет не о победителях, а о призерах. Но это их второе место дорогого стоит, потому что, уж поверьте, занять призовое место в компетенции, связанной с робототехникой, девятиклассникам из маленькой сельской школы очень непросто. Тем более, когда в ней участвуют ребята из академии творчества «Солнечный город» и ее филиалов. Сами мальчишки в разговоре почти не участвуют – стесняются, мы больше говорим с их учителем информатики – Эммой Гадзовой. Но когда я вздыхаю о том, что с технопарком «Солнечного города» тягаться невозможно, они всегда будут первыми», все-таки не выдерживают.
- Мы в позапрошлом году у них выиграли, - говорит Ислам, - на олимпиаде в университете. 
- Они вообще класса с пятого в разных конкурсах и олимпиадах участвуют и очень часто и первые места занимают, и призовые, - подтверждает Эмма Шадиновна. 
- Но ведь для этого какая-то база должна быть, откуда она в сельской школе?
- У нас она есть, хоть и не такая хорошая, как в «Солнечном городе» или в нальчикской гимназии №4, у нас только так называемая начальная и Лего. Комплект, необходимый для участия в чемпионате, нам в «Солнечном городе» дали, ребята в выходные с ним позанимались и приехали на состязания.
- В выходные? То есть два дня? Сами разобрались, без наставников и учителей?
- Три, - поправляет Астемир. – Два дня дома и третий в Нальчике уже, перед чемпионатом. Да, сами разбирались. Но там же инструкция была!
Теперь понимаете, почему я говорю, что их второе место это даже больше, чем победа? Я говорю: «Какие же вы молодцы! Я вами горжусь! Ведь у вас даже для второго места не было объективных обстоятельств…» Но они считают, что были. Говорят: «Ну и что, что сельская школа! Она не очень-то маленькая – почти 300 человек! И у нас тоже есть выпускники, которые учатся или учились в лучших вузах страны!»
- Несколько лет назад мы стали базовой площадкой для повышения квалификации учителей, - рассказывает Эмма Шадиновна. – В числе немногих сельских школ. Благодаря этому у нас есть база для занятий информатикой, техникой. Пусть не самая новая, но есть.
- Мальчишки наверняка уже выбрали для себя профессии, связанные с новыми технологиями?
- Оба собираются поступать в военные вузы! Учатся на отлично, спортом активно занимаются. Астемир хочет стать IT-специалистом в военной сфере. А Ислам у нас «предатель» – столько занимался информатикой и робототехникой, а хочет стать врачом. Причем обязательно военным врачом.

Свежие номера газет Советская молодежь


18.03.2020
12.03.2020
04.03.2020
27.02.2020