7 февраля, 2024 - 11:49
Около 70000 евреев погибли летом-осенью 1942 года только на юге России. Это больше половины всех жертв Холокоста на территории Российской Федерации. Избежали массового уничтожения только горские евреи, проживавшие на территории Кабардино-Балкарии, в частности, города Нальчика. А ведь именно в Нальчике была одна из самых больших еврейских общин.
Нальчик был многонациональным городом. Жили здесь и евреи, которые дружно держались вместе, а территория их компактного проживания ласково называлась «колонка» («маленькая колония»). Ходили в гости к соседям – кабардинцам, балкарцам, русским…да много разных национальностей здесь проживало. А те – к ним. Евреи, например, были славными портными, и тут уж идешь почти как к доктору – какие могут быть секреты от портного? Были, словом, все как одна семья. Поэтому, когда война дошла сюда, противостояли врагу тоже вместе.
Очевидцы тех событий часто упоминают одно имя: Маркел Шабаев. Горский еврей по национальности, он сумел спасти сотни жизней соплеменников.
Маркел Шабаев искал любые способы уберечь свой народ. Он обращался даже к главе созданного оккупантами «Представительства интересов Кабардино-Балкарии» с просьбой пересмотреть «еврейский вопрос» в отношении горских евреев: якобы по национальности они не евреи, их называют так ошибочно из-за вероисповедания, а на самом деле это таты – народность иранской группы.
Оккупанты со свойственной им педантичностью решили разбираться. Для этого была даже создана специальная комиссия, в Нальчик прислали специалистов по иранским языкам и других ученых, которые должны были изучить язык, быт и культуру татов.
Однако, немцы продолжали искать евреев, и в ноябре 1942-го всем представителям этой национальности было приказано явиться к зданию комендатуры.
Маркел Шабаев, узнав об этом, за одну ночь обошел все еврейские дома города одной просьбой: ни при каких обстоятельствах не являться на регистрацию и не признаваться немцам в своей национальной принадлежности. Тем не менее несколько десятков еврейских семей все-таки явились на пункт сбора. Все они были впоследствии расстреляны.
Остальные бежали из города в села Кабардино-Балкарии, где их прятали у себя местные жители. Прятали целыми семьями. Многодетные голодающие сельские жители даже не думали отказывать им в крове и пище. Многие потом вспоминали, как старейшины сел, узнав, что у них ищут помощи еврейские семьи, принимали их, а потом собирали людей на сход и строго-настрого запрещали даже намеком выдать оккупантам, кто здесь находится: «Все – свои!»
Немцы, прознав об этом, объявили облаву. За укрывательство евреев полагался расстрел на месте. Фашисты рыскали по домам, допрашивали людей. Но никто не признался, что, например, вот этот ребенок – не родной, а еврейский. Впоследствии, эти дети – родные и приемные – действительно становились одной семьей.
Как рассказывал исследователь этих событий, кандидат исторических наук, доцент КБГУ Юрий Мурзаханов, никто из тех людей, которые спасали евреев, не считали себя героями, и даже не думали, что делают что-то удивительное. Все просто жили и действовали, как им велело сердце и совесть. Это прекрасный пример мужества и братства, на который нужно равняться.
Рассказывает дочь историка, журналист Надежда Мурзаханова: «Папа знал сотни людей поименно и все их истории, воспоминания. Я, конечно, нет. Когда моей бабушке – папиной маме Надежде Пинхасовой – было лет 12, ее вместе с семьей вывезли в Псыгансу и поселили в кабардинской семье. Она всю жизнь рассказывала, как заходил немец в дом. Играл с ней, разговаривал. Но она говорила только на языке горских евреев (джуури), поэтому ей сказали молчать. Выдали за дочку этой семьи. Она всю жизнь прекрасно знала кабардинский язык, знала песни, фольклор.
Папа часто рассказывал и мне, и студентам, и на различных мероприятиях, что Нальчик – единственный населенный пункт Европы, где практически полностью сохранилась еврейская община.
Да, в первые дни немцы ходили по домам, выводили, убивали. Однако горожане быстро сообразили, что нужно делать, и стали называть горских евреев «татами», демонстрируя их одежду, утварь, объясняя, что это некий горский народ, такой же как они, но только другой. Именно таким образом и сохранилась община».
Исследователи Холокоста до сих пор задаются вопросом, какое чудо помогло евреям выжить в Кабардино-Балкарии. А этим чудом стали сами люди.
Представители национального мемориала Холокоста приезжали в Кабардино-Балкарию, чтобы найти семьи, которые спасали евреев, и внести их фамилии в списки «Праведников народов мира». Когда они слушали рассказы очевидцев тех событий, то не могли сдержать слез, преклоняясь перед мужеством и самоотверженностью простых людей, для которых главной ценностью была честь. Честь называться Человеком.
***
Памятники и мемориалы жертвам Холокоста установлены по всему миру – от России и США до Аргентины и Новой Зеландии. Первым таким памятником в СССР считается мемориал «Яма» в Минске, в память о пяти тысячах узников минского гетто, расстрелянных 2 марта 1942 года.
До войны на этом месте находилась яма (карьер), где жители брали песок для строительных работ. В годы оккупации Минска немецкие фашисты использовали яму для захоронения многочисленных жертв минского гетто. По разным данным, в могиле похоронены от 500 до 600 человек, включая более 40 детей из детского дома и сопровождавших их работников детдома.
В 1947 году здесь воздвигли обелиск с надписями на русском и на идише.
В 2000 году в овраге установлена бронзовая скульптурная композиция «Последний путь». Она расположена вдоль ступенек, ведущих к центру мемориала, и представляет собой группу из 27 переплетенных между собой фигур-теней – обреченных мучеников, спускающихся на дно ямы. Композицию возводили 8 лет, так как для работ не использовались машины – только ручной труд. Раскопки в этом месте не проводились.
Перед спуском в «Яму» разбит парк «Праведников мира», где высаживают деревья в честь жителей Белоруссии, которые спасали евреев в годы Великой Отечественной войны. При входе – гранитная менора – традиционный еврейский семисвечник с именами тех, кто помогал в установке памятника-мемориала.