24 января, 2024 - 13:27
Специально для постановки спектакля БГДТ пригласил одного из ведущих российских режиссеров, лауреата Государственной премии РФ, заслуженного деятеля искусств России, главного режиссера Кумыкского музыкально-драматического театра им. А. Салаватова и Русского драматического театра им. М. Горького (РД), куратора всех 12 театров Дагестана, победителя и дипломанта международных театральных фестивалей Скандарбека (Мавлета) Тулпарова.
В родной Махачкале Скандарбек Даниялович десять лет назад уже ставил эту пьесу великого драматурга, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Однако в Нальчике чуждый самоповтора режиссер представил совершенно другую постановку. Например, у нас пьеса идет на балкарском языке в переводе Мухтара Табаксоева, а от первого действия, в котором Елена Кручинина была еще юной Любовью Отрадиной, отказались полностью. У нас другой режиссерский рисунок и, конечно, другая актерская работа представителей разных актерских поколений БГДТ. У нас играли заслуженные артистки КБР Людмила Бечелова и Марьям Созаева, народный артист КБР Мажит Жангуразов, Арафат Гогуев, Шахым Байдаев, Мурат Гиляхов, Алихан Глашев, Фатима Шидакова, Галима Тапасханова, Мухаммат Жашуев, Ферида Атакуева, Аскер Сарбашев, Светлана Байтуганова. И если актеры «со стажем» ожидания полностью оправдали, то юные актеры приятно удивляли, в том числе и в мелочах. Например, умелым обращением с тростью, точным воплощением слуги – важные мелочи, которым не всегда придается значение некоторыми «зуммерами», но которые и придают достоверность повествованию.
Однако и на фоне блестяще отработавшей труппы спектакля, в которой нет «проходных» героев и «примадонн», а каждый персонаж – это настоящий бриллиант, который хочется рассматривать и изучать, конечно, в центре зрительского внимания находился дуэт Кручининой (заслуженная артистка КБР Фатима Мамаева) и Незнамова (Марат Джаппуев).
Комедия – а «Без вины виноватые» определялось самим драматургом именно как комедия – близка к поэтике мелодрамы, что многократно отмечалось преимущественно в негативном ключе современниками Островского. Да и в наше время история о потерянном ребенке, которого мать долгие годы считала умершим, а через много лет, благодаря непредсказуемым перипетиям судьбы, неожиданно обрела вновь, у кого-то может вызвать усмешку и сравнение с индийским кино или латиноамериканским сериалом.
Безусловно, о вкусах, как и жанрах, не спорят, но цель мелодрамы, как правило, состоит в том, чтобы воздействовать на чувства зрителей, заставить их сопереживать. Важным при этом оказывается то, насколько убедительно играют актеры, верит ли им публика. И в нашем случае ответ утвердительный.
И в пьесе Островского, и в постановке Тулпарова нет прямого морализаторства, но прослеживается множество глубинных тем и подтем (истина и ложь, любовь и предательство, искусство и ремесло, значение искусства в жизни, идеалы и деньги и многое другое), большая честь которых выражается именно дуэтом главных героев.
Кручинина Фатимы Мамаевой представляет собой идеал актрисы и женщины, являющейся незаурядной личностью, наделенной умом, талантом, чуткостью, совестью, смелостью и принципиальностью. Именно такая Кручинина способна нести со сцены правду жизни, в противовес другой знаменитой актрисе Джулии Ламберт из моэмовского «Театра», искренность человеческих душ, пробуждая людей, в чем, по большому счету, и состоит их предназначение.
Незнамов Марата Джаппуева лишен присутствующего у типичного героя мелодрамы схематизма, отличаясь глубиной и объемностью. Сложная, но тонкая натура Незнамов скрывает, точнее, пытается скрывать свои истинные чувства за показной грубостью и цинизмом, в то время как в его душе происходит беспрерывная борьба. Молодой человек не видел в своей жизни ничего хорошего, не встречал людей, подобных Кручининой. Будучи сбитым с толку ее добрым отношением не только к себе, а к людям в целом, он не знает, можно ли ей верить, так как в жизни не раз сталкивался со злобой, жестокостью и предательством.
Если, как упоминалось выше, из литературных персонажей образ Елены Кручининой противостоит образу Джулии Ламберт, то образ Незнамова в интерпретации Джаппуева, как ни парадоксально, в саморефлексии, в психологическом замешательстве от проявляемого к нему доброго отношения, от человеческого сочувствия и порядочности во многом перекликается с образом князя Мышкина.