24 января, 2024 - 13:25
С развитием искусственного интеллекта и создаваемых им произведений «совриска» мы как-то реже стали вспоминать, что самые ранние известные произведения изобразительного искусства – это именно резьба по камню. Возникшее практически на заре истории человечества искусство в третьем тысячелетии находит свои символические отголоски в том, что, как правило, мы интересуемся морскими и речными камнями в детстве. И лишь немногие переносят этот интерес во взрослую жизнь.
Хусейн Фицевич Куршев представляет собой один из таких редких случаев. Настоящий «технарь», выпускник политехнического техникума и аграрного университета, с детства, когда он жил в с. Атажукино на берегу реки Баксан, любил собирать камни, каждый из которых был для него не просто камнем, а портретом людей или животных.
Детское увлечение не покидало его никогда, а восемь лет назад превратилось в настоящее высокое искусство.
На открытии «Разгаданных тайн камней», где присутствовали не только читатели библиотеки, но и учащиеся художественных школ и студенты средних специальных учебных заведений дизайнерского профиля часто слышалось восклицание: «Всего восемь лет?!» Да, резьбой по камню Куршев занимается всего восемь лет, как бы сложно ни было в это поверить, глядя на настоящие маленькие шедевры большого искусства, чем-то напоминающие японские нэцкэ или античные камеи, с одной стороны, а с другой – поражающие оригинальным авторским стилем мастера.
Точно так же трудно было поверить, что все восемьдесят с лишним экспонатов этой коллекции сделаны вручную с минимальным набором инструментов: железным карандашом с победитовым наконечником, тисками и насадками с алмазным напылением для бормашины, занимающими отдельное почетное место.
Насколько мал набор инструментов, настолько велика фантазия и эрудиция автора, получившие свое воплощение в его уникальных работах: «Лица», «Египет», «Царь Карфагена» и др. Пожалуй, самым популярным у посетителей выставки было произведение «Жар и холод», изображающее, в соответствии со своим дуалистическим названием, африканскую женщину и… царство Одина.
Кстати, портреты и сюжеты Куршев бережно создает на «лицевой» стороне камней, перевернув которые можно увидеть, что это септарии, аммониты, конкреции. Вот такая коллаборация двух художников: человека и природы.
Как тут не поблагодарить заведующую читальным залом Ирину Канукову и ее коллег за открытие публике замечательного таланта Хусейна Куршева, являющегося одним из самых активных читателей библиотеки, которого они с гордостью называют своим другом и не исключают дальнейшее экспонирование выставки и в других филиалах ЦБС.