19 ноября, 2023 - 15:32

Сначала я честно пыталась сама разобраться в «задачах, целях и функциях координационного центра сельской молодежи «Заря», проект которого недавно получил грант в конкурсе «Росмолодежи». Это оказалось, мягко говоря, затруднительно (ну почему большинство проектов пишется таким скучным официальным языком?). Судите сами: «Проект по созданию координационного центра сельской молодежи «Заря» направлен на организацию проектной работы с инициативной сельской молодежью и на развитие методического наставничества. Деятельность центра будет направлена на помощь в выявлении проблематики муниципалитетов, а также на помощь молодежи в разработке и реализации социальных проектов на местах. Помимо этого, работа в центре поможет молодым людям прокачать свои профессиональные и надпрофессиональные навыки. Концепция проекта построена на потребности сельской молодежи, ожидается интерес и стремление к сотрудничеству с наставниками центра».
Я даже позавидовала экспертам конкурса, которые все поняли и которым не надо объяснять написанное. Мне – надо было, поэтому мы и встретились с автором проекта – студенткой 4 курса факультета экономики и управления КБГАУ Жамилей Гаевой.
- Начнем с того, почему именно сельская молодежь стала темой твоего проекта?
- Потому что я прекрасно знаю все проблемы сельской молодежи, я ведь выросла в селении Герпегеж Черекского района, там жила до поступления в Аграрный университет. Нам, ученикам герпегежской школы, очень повезло – у нас были самые лучшие, самые неравнодушные учителя, которые вечно нас «тормошили», вместе с нами устраивали разные интересные внеклассные мероприятия. Что-то предлагали нам сами, что-то предлагали мы, а они поддерживали. Ученическое самоуправление? Давайте сделаем! Добровольческое движение? Конечно! Кружки допобразования? Какие хотите! Школьная газета, где все почти по-настоящему? Будем делать! И даже откроем кружок юных журналистов! К слову, я четыре года в нем занималась и была редактором школьной газеты, так что мы в какой-то мере с вами коллеги. В общем, у школьников нашего села была очень интересная и насыщенная жизнь, мы порой после смены до вечера из школы не уходили – нам были интересны не только уроки, оценки, подготовка к ЕГЭ, но и активная жизнь в обществе, общение. Мы учились быть лидерами, увлекать за собой сверстников, делать что-то полезное для односельчан. И наши учителя это всячески поощряли – не только словами, грамотами, но и по возможности чем-то более существенным. Я, например, благодаря им побывала в «Артеке», наверное, единственная из всего района.
Когда я поступила в университет, я сразу влилась в студенческий актив – здесь у нас тоже много чего интересного происходит, а я уже без такой активной жизни себя не представляла. Но как раз тогда я и задумалась над тем, что это мне так повезло в школе с учителями, но ведь далеко не во всех сельских школах так. Когда я только обдумывала эту идею, в селах еще не было «Точек роста», молодежная политика так активно не реализовывалась. А идея была такая: создавать в селах «точки притяжения» для молодежи – некие «клубы», где молодежь села могла бы собираться «по интересам», что-то обсуждать, что-то делать.
- Интересы у молодых людей могут быть совсем разные: кто-то хочет на спортплощадке мяч погонять, кто-то – вязать научиться, кто-то – кино посмотреть… Для этих интересов и площадки разные должны быть.
- Какие «точки притяжения» предпочтительнее, должны решать сами молодые люди, а я хочу научить их создавать проект и продвигать его дальше, чтобы осуществить свои желания.
- Давай на примере, хоть приблизительном. Представим, что я – сельский школьник, я считаю, что в моем селе скучно живется, молодежи нечего делать. Я прихожу к тебе с этой проблемой….
- Сначала мы вместе определимся, что больше всего интересует молодежь этого села. Простым способом – создаем чат сельской молодежи, и все кидают туда свои идеи и предложения. К примеру, многие жалуются на плохой интернет и хотят, чтобы в селе был коворкинг – некий офис с хорошим интернетом, чтобы можно было готовиться к сессии, если ты учишься заочно, или работать удаленно, или искать себе работу. Мы выявили проблему, определили задачу, нам надо идти к цели. Составляем проект, цель которого определим как «трудоустройство сельской молодежи», к примеру. Да, это вполне возможно – для удаленной работы – какая бы она не была – нужен в первую очередь интернет. Даже если ты дома делаешь сыр, айран или вяжешь носки, ты можешь продавать это все через интернет.
- Итак, проект готов – твой координационный центр «Заря» помог молодым людям грамотно составить проект. Куда они с ним дальше – в администрацию села? К спонсорам? И, кстати, почему центр называется «Заря»?
- Если это поможет – будем только рады, но наша задача, прежде всего, успешно защитить этот проект на конкурсе и получить за него грант. Если проект нашел поддержку у власти или у спонсоров – прекрасно, но еще лучше, если ты сам, независимо ни от кого, смог его реализовать, доказав, что это стоящая работа, и получив грант на ее реализацию.
А почему «Заря»? Это я придумала! Как символ начала многих молодежных историй. Обязательно хороших.
- Значит, цель координационного совета – научить делать проекты, то есть правильно оформлять свои мечты и желания на бумаге?
- …и вести автора этого проекта до конкурса и до гранта. Проект рассчитан на 220 человек. Научим всех, но предполагаю, что авторов реально интересных проектов будет не больше полусотни. Эти проекты можно подавать на конкурсы, и, возможно, часть из них получит грант. А это значит, что в десяти или пятнадцати селах республики будет что-то интересное и полезное для молодежи. Итогом станет отбор не менее 50 участников – команды инициативной сельской молодежи, и открытие самого Центра, на площадке которого с этой командой будут работать наставники.
Мы только один примерный случай «центра притяжения» с вами разобрали, но они могут быть самыми разными – кинотеатр, где можно обсуждать фильмы или еще что-то, мастерские, в которых можно получить дополнительную профессию, тренажерный зал – вариантов множество!
Да, реализуются не более 10-15 проектов, но 200 человек, уже умеющие определять проблемы, ставить задачи и добиваться цели, будут знать, как можно сделать жизнь в своем селе интереснее – не получилось сейчас, можно попробовать еще и еще раз.
- Как будут отбираться участники твоего проекта?
- Я не одна над ним работаю, у нас целая команда – студенты нашего Аграрного университета. Многие из них – сельские ребята, они расскажут о нашем проекте в своих селах, предложат принять в нем участие. Планируем выезжать в села, рассказывать о нашем проекте сельским школьникам. Проект рассчитан на год – с декабря этого года по ноябрь следующего.