11 ноября, 2023 - 11:15
Как и договорились, он встретил меня в назначенное время в фойе гимназии. Пиджак, очки, серьезность – все атрибуты ученого-изобретателя. Ну и что, что ему всего 12, зато у него за плечами уже с полсотни больших и маленьких конкурсов юных изобретателей, и почти во всех он, между прочим, в числе или победителей, или призеров. Сегодня с семиклассником нальчикской гимназии №4 Рустамом Гусулаевым мы решили встретиться, чтобы поговорить об одном из последних его проектов – «Умном городе», с которым он выиграл несколько престижных конкурсов разного масштаба.
- Покажешь, - спрашиваю, - свой «Умный город»?
- Да, пойдемте в наш Кванториум, все там, - соглашается он и тут же добавляет. – Но это не последний мой проект, имейте в виду, сейчас я занят работой над метротрамом для Нальчика. Очень важный проект, он уже почти закончен, надо его доработать немного, чтобы главе республики показать полностью в готовом виде.
- Все так серьезно?
- Конечно! Нашему городу необходим метротрам, ведь это…
- Стоп! – говорю. – Стоп-стоп! Давай мы сначала про «Умный город», а потом перейдем к этому, как его…
- …метротраму! – подсказывает он. – Это трамвайные пути, расположенные под землей и над землей…
- Подожди! А давай лучше с самого начала. С самого первого твоего увлечения роботами и строительством всякого-разного механизированного.
- Это в три года было, когда мне мой первый «Лего» подарили. Я стал из него собирать все, что можно было. Лет в пять собрал город с автоматической кухней – там были вагонетки, которые подвозили «продукты» на кухню, миксер, блендер, печка – ненастоящая, конечно. Но этот город недолго просуществовал – вагонетка попала в миксер, там застряла, и все сломалось. У меня всегда так – если что-то не работает или сломалось, я не расстраиваюсь, а продолжаю делать новое.
Когда я пошел в первый класс, уговорил родителей отвести меня на занятия в «Солнечный город». Кванториума там еще не было, он немного позже появился, но была секция «Робоквантум», где мы – первоклассники – собирали легкие механические устройства – нефтекачалку какую-нибудь миниатюрную – или пневмоустройства. Мне это нравилось. Сколько себя помню, я всегда что-то строил, конструировал, собирал. Друзья зовут в комп сыграть, я соглашаюсь. Садимся вместе играть, они сражаются в игре, а я строю самоходный дом на гусеничном ходу, который может работать как орудие. Ввожу его в игру, и мы всех побеждаем. Друзья говорят: «Вообще-то, конечно, в эту игру не так играют, но раз благодаря тебе мы выиграли, значит, ты все делал правильно».
Когда я в классе третьем был, в «Солнечном городе» «Кванториум» открылся, и я, конечно, сразу там стал пропадать. Года через три я там уже специалистом был!
- Вот прям-таки специалистом? Это когда ты начал во всех соревнованиях побеждать?
- Побеждать в них я еще раньше стал. Но вы не думайте, что мне все так легко и просто давалось! Знаете, сколько у меня ошибок было, иногда просто катастрофических! Однажды мы командой работали над сборкой вертолета, и я отвечал за тот механизм, который позволяет ему летать. И вот что-то там я напутал, и вместо того, чтобы лететь по заданной траектории, наш вертолет взлетел и начал метаться, круша весь кабинет. Ужас!
А однажды на соревнованиях я демонстрировал судьям своего робота на гидравлической тяге, ошибся немного с механизмом, подающим воду, и мой робот «выстрелил» водой прямо на жюри – облил всех! Правда, это не помешало мне тогда занять первое место в конкурсе – очень уж впечатлил этот робот жюри, им было вообще не обидно, что робот их водой облил, даже весело. Ой, а с моим очередным «Умным городом» вообще невероятная история на конкурсе произошла! Во время демонстрации его возможностей у меня внезапно как бешеные закрутились шестеренки, приводящие в действие «атомный реактор», и он взорвался! Натурально взорвался, осколки пластика разлетелись по помещению, эксперты в жюри чудом не пострадали. Я сначала сам испугался, но потом сориентировался по обстановке – у меня в этом городе пожарная часть была, и я вывел «на ликвидацию аварии» машины. И что вы думаете? Все судьи подумали, что так и было задумано, и присудили мне призовое место!
- Ничего себе у тебя истории! Но объясни мне, что значит «с моим очередным «Умным городом»? У тебя их несколько?
- Да, этот уже 36-й по счету. Мы с моим руководителем проекта Тлостанби Хабаловичем Татроковым постоянно его переделываем – что-то убираем, что-то новое добавляем. Сейчас в моем «Умном городе» есть автопоезд, который сам курсирует по маршруту, автоматизированный парк аттракционов, кафе китайской кухни, думаю добавить умный кинотеатр, составляющий афишу, ориентируясь на запросы зрителей, умную школу с автоматизированным управлением всеми процессами внутри школы, умный дом – небоскреб, в котором будет даже свой транспорт – монорельсовая дорога, проходящая сквозь него.
- Тридцать шестой умный город! Почему тебе интересен именно этот проект?
- Половину своей жизни я прожил в Москве, нередко и сейчас там бываю и очень ее люблю. Она ближе всех городов подходит к понятию «Умный город», даже несмотря на то, что в Казани есть знаменитый город-спутник Иннополис – наукоград, созданный для развития инновационных высоких технологий. Но Москва – моя особенная любовь, она – современная, постоянно развивающаяся.
Но вы не думайте, что я Нальчик не люблю. Конечно, люблю, иначе я бы не стал разрабатывать для него проект метротрама. Знаете, как говорят: если ты не можешь подстроиться под местность, подстрой местность под себя. Вот я и стараюсь для нашего города, хочу, чтобы он был современным, высокотехнологичным, удобным для жителей, привлекательным для туристов и, что очень важно, был чистым и с хорошей экологией.
- И метротрам может в этом всем помочь? Где ты вообще видел этот вид транспорта?
- Впервые – в Волгограде. Там действует пока единственный в России метротрам. У него интересная история, началась она еще в СССР. Волгограду катастрофически не хватало транспорта в центре, трамвайные пути там не было возможности проложить, а миллиона жителей не было, а значит, и метро нельзя было строить по нормам. Но выход был найден, благодаря… рисунку школьника на конкурсе, где он нарисовал трамвай под землей. Вот так появилась идея метротрама, и сейчас он является главной составляющей волгоградского транспорта.
- Ну, Волгоград – город-миллионник, там это оправдано, а в Нальчике, где и трехсот тысяч населения нет, зачем этот твой метротрам?
- Нужен! Я очень хорошо изучил этот вопрос, много специальной литературы прочитал, исследований провел, я знаю, о чем говорю. Да, метро по нормам должно строиться в городе с населением от одного миллиона человек, но тут же не метро, а метротрам, это скоростной трамвай, линия которого проходит частично под землей, частично над землей, а в нормах нет ничего про него. Не запрещено, значит, можно строить.
Да, подземные и надземные эстакадные станции скоростного трамвая схожи по конструкции со станциями метрополитена, но отличаются от них в объемно-планировочном отношении. Длина пассажирских платформ станций метротрама – 60 метров, и рассчитана на эксплуатацию поездов из двух перспективных восьмиосных вагонов. Полная длина станционного комплекса, включающего платформы, вестибюль, подстанцию, вентиляционную камеру, кабельные отсеки, составляет около 135 метров, то есть вдвое меньше, чем на линиях метрополитена. Основные несущие конструкции станций состоят из сборного и монолитного железобетона, конструкции тоннелей – в основном из сборного железобетона. Я же говорю, что основательно изучил этот вопрос!
- Обычный трамвай нам не подойдет? Тоже ведь экологичный транспорт, да и дешевле обойдется.
- У них много разного! Скоростной трамвай отличается от обычного почти вдвое большей скоростью сообщения, высокой частотой и регулярностью движения, более высокой провозной способностью. Движение скоростного трамвая изолировано от других видов транспорта и пешеходных потоков и осуществляется по обособленному полотну. Для питания электродвигателей через токоприемники вместо контактного рельса в тоннелях используется контактный провод. И электроснабжение у подземных устройств другое.
Интервал движения скоростного трамвая в часы пик составляет 3-6 минут, в межпиковое время – 6-7 минут, что очень важно для города, где население быстро увеличивается, а с ним растет и пассажирооборот.
- Ты и вопрос с населением тоже изучил?
- Конечно. Сейчас население Нальчика – 271 тысяча человек, к 2028 году будет 302 тысячи, к 2032 – уже более 340 тысяч. Это, конечно, не точные цифры, но вполне возможные. Общественный транспорт в городе представлен в основном маршрутками, а они очень неудобны: вмещают небольшое количество людей, в них не может зайти человек в инвалидной коляске или женщина с детской коляской. Поэтому нальчане все чаще отказываются от неэффективного общественного транспорта в пользу личных автомобилей. В городе становится все больше транспорта, больше автомобильных пробок, хуже экология – ведь повышается нагрузка на природу нашей республики, а если эту проблему не решить, она потеряет главный свой козырь – природу, свежий воздух! А метротрам, повторюсь, является в первую очередь экологичным транспортом, а во-вторую – пассажировместимым! А еще он привлечет в нашу республику туристов, ведь у нас будет первый метротрам на Кавказе и второй в России!
- Схему его ты тоже уже продумал?
- Да. Будет три ветки – одна основная и две «вспомогательные». Основная – красная – будет проходить по самым востребованным местам: от Горной до Дубков через весь город – по Кулиева, Ленина, Кабардинской, мимо «Солнечного города» в Дубки. Зеленая ветка пройдет от Искожа до Горной, синяя – от Александровки до Вольного Аула. Станции будут и надземные, и подземные. Я для них уже придумал названия, архитектуру и дизайн.
- Сам?!
- Ну, если честно, не совсем сам. Я, к сожалению, не умею рисовать, пришлось мне обратиться за помощью к нейросетям. По моему запросу они сгенерировали нужные изображения.
- И все-таки я думаю, что это очень затратный проект для такого небольшого города, как Нальчик. Не находишь? Это же нужна техника для подземных работ, вагоны и многое другое.
- Во-первых, наш город – я изучал – стоит на грунте, удобном для ведения подземных работ. Вести их лучше всего в грунте, который не требует больших затрат на раскопку – песчаном, глинистом – как у нас. Он может быть неоднородным подо всем городом, но в основном там песок и глина, что упрощает строительство. В районе Стрелки есть небольшое подземное озеро, но тут можно просто вывести метротрам на поверхность – вот видите, чем он еще удобен – можно варьировать путями: над землей и под землей.
По поводу вагонов я тоже все изучил. Можно приобрести вагоны «Татра Т3», которые делали в Чехословакии с 1960 года. Они самые распространенные в нашей стране – красно-желтые, все видели, наверное. Самый обычный небольшой трамвай стоит около 15 миллионов рублей, большой трехсекционный – 45, двухкабинный челночного типа – 50 миллионов. Если у Нальчика будет возможность приобрести вместо старых составов новые, то я даже могу посоветовать, какие брать. Это трамваи в модификации 71-911ЕМ «Львенок» – российский пассажирский моторный четырехосный, четырехдверный односторонний трамвайный вагон с полностью низким уровнем пола, созданный ООО «ПК Транспортные системы» на мощностях Тверского вагоностроительного завода. Можно эти вагоны взять. В Волгоградской области три года назад их начали выпускать в Энгельсе в цехах бывшей «ТролЗы».
А техника нужная есть у наших соседей – в Северной Осетии-Алании, там, как оказалось, есть несколько землепроходческих щитов, которые применяются при сооружении разных тоннелей.
- Честное слово, я уже готова сдаться и признать, что метротраму в Нальчике быть, уж очень ты тщательно изучил вопрос и все продумал. Ну а вдруг все-таки…
- Нет, никаких «вдруг»! Я намерен добиваться реализации этого проекта! В случае, если он не получит одобрения или будет тормозиться, я готов создать петицию для решения этого вопроса, готов подробно объяснить нальчанам выгоды метротрама и призвать их совместными усилиями решить вопрос. Имейте в виду, я настроен очень серьезно.