3 ноября, 2023 - 13:53
В СОШ №33 города Нальчика, прошел первый день выездной сессии Форума наставников — 2023. Форум выступает открытой общероссийской площадкой для обмена опытом и практиками в сфере наставничества. Окружные сессии Форума наставников-2023 состоятся во всех 8 федеральных округах России, в каждом из них будут выбраны победители Конкурса «Лучшие практики наставничества». Мероприятие организовано Государственным университетом просвещения при поддержке Минпросвещения России.
Участников мероприятия от лица председателя правительства КБР Алия Мусукова приветствовал Анзор Езаов, министр просвещения и науки КБР:
«На современном этапе развития наставничество приобретает особое значение. Это взаимодействие, которое предполагает передачу опыта, навыков и знаний через неформальное взаимообогащающее сотрудничество, основанное на доверии и партнерстве. Выражаем благодарность Государственному Университету Просвещения, который взял на себя и успешно реализует такой значимый проект по объединению лучших практик наставничества. Желаю всем участникам Форума приятного общения, интересных дискуссий и новых идей».
Первый день окружной сессии в Нальчике начался с пресс-конференции и круглого стола «Наставничество: опыт регионов», в которых приняли участие Нина Емузова Нина , председатель комитета Парламента КБР по образованию, науке и делам молодежи, Азамат Люев, министр по делам молодежи КБР, Алим Асанов, министр труда и социальной защиты КБР и другие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, представители высших исполнительных органов субъектов СКФО, руководители корпоративного, общественного и образовательного секторов, реализующих наставническую деятельность в округе, а также приглашенные эксперты.
Основной темой обсуждения стали перспективы развития института наставничества в России и вопрос необходимости его правового регулирования. Участники круглого стола поделились мнениями по данному вопросу, а также инициативами и практиками в сфере наставничества в подведомственных организациях субъектов Северо-Кавказского округа.
Важной темой мероприятия стало обсуждение профессионального стандарта «Наставник». Эксперты рассказали про его актуальность, приоритетные положения, а также акцентировали внимание на основных этапах реализации наставничества в СКФО и в стране в целом.
Представителями многих министерств была отмечена проблема кадрового дефицита и важная роль наставничества в решении этого вопроса.
«Вопросы кадрового суверенитета в нашей стране и кадрового дефицита связаны с вопросом наставничества. Есть несколько позиций, как необходимо работать с кадрами, и что закладывать в работу с молодежью. Первое - это интерес и мотивация человека, который выбирает для себя профессию. Второе - это умения и возможности, которые открывает профессия. И третий момент - нацеленность профессиональной подготовки молодежи должна быть на те мировые стандарты, которые есть, а не замыкаться внутри страны», — представила свое видение работы с кадровым дефицитом Емузова Нина Гузеровна, Председатель Комитета Парламента Кабардино-Балкарской Республики по образованию, науке и делам молодежи.
Была отмечена особая роль наставничества в системе среднего профессионального образования. «Наставничество студентов на производственной практике дает те компетенции, которые невозможно получить в образовательном учреждении», — считает заместитель министра образования РСО-Алания Вадим Габеев.
Также наставничество было рассмотрено в отраслевом разрезе. Заместитель министра промышленности и торговли КБР Эльдар Кяров рассказал о практике реализации наставничества в коммерческой сфере на примере двух предприятий республики - по производству швейных изделий и сложной медицинской техники. Предприятия имеют стабильный рост производительности труда, быструю адаптацию новых сотрудников и их закрепление в организациях благодаря следующим инструментам наставничества: тесная работа с учебными учреждениями СПО, закрепление за каждым новым сотрудником опытного бригадира или мастера, работа учебно-производственных центров, разработка системы мотивации наставников, воспитательная работа с наставляемыми.
Интерактивная часть заседания включала опрос, где участники форума создавали портрет наставника, опираясь на собственные представления и ассоциации. Результаты опроса в очередной раз показали, насколько разный спектр понимания наставничества среди участников Форума. Войти в единое понятийное поле позволит государственное регулирование наставнической деятельности, в том числе принятие профессионального стандарта «Наставник».
Ольга Клинк, руководитель Базового центра подготовки кадров АНО «Национальное агентство развития квалификаций», подробно рассказав о проекте профессионального стандарта «Наставник», отметила, что принятие документа станет инструментом мягкого регулирования трудовых отношений и будет полезен каждой из сторон:
«Появление такого документа значительно повышает статус наставника. Каждой из организаций он может использоваться для того, чтобы подбирать наставников, обучать их. Он нужен и самим наставникам. Когда наставники знакомятся с той логикой деятельности, которая описывается в профстандарте, они понимают, что им делать. И он нужен работодателям для того, чтобы мотивировать и стимулировать наставников, разрабатывать их должностные обязанности, определять критерии эффективности их работы и разрабатывать систему материального и морального стимулирования.»
Итоги первого дня позволили суммировать региональный опыт и практики наставничества в СКФО, которые помогут точнее определить задачи, трудовые функции и компетенции наставника на федеральном уровне.