1 декабря, 2021 - 18:10
В Сочи завершился VI Российско-Британский международный кинофестиваль «ИРИДА» (SIFFA), который проводился при поддержке министерства культуры РФ, администрации города Сочи, посольства РФ в Великобритании. Открывал его кино-перформанс художника Руслана Цримова и режиссера Тамерлана Васильева «Звуки черкесского (адыгского) языка и трансформация квадрата Малевича».
В сентябре работа была представлена на презентации фестиваля в Англии, а в ноябре фильм открыл программу фестиваля. «За яркий образец перформативного искусства, сочетающего в себе первородство слова и живописи и за его отображение на экране» – с такой формулировкой картина была удостоена специального Приза президента SIFFA.
Автор картины, Тамерлан Васильев, родился в Нальчике, подростком переехал с родителями в Москву, где парень сперва учился в обычной общеобразовательной школе, но уже в 8 классе поступил в киноколледж №40 (Московскую международную киношколу):
- Вообще идея фильма родилась как следствие идеи выставки Руслана Цримова, которую он долго вынашивал и прорабатывал умственно и ментально. Экспозиция продлилась всего один вечер, и нужно было сформулировать какое-то впечатление о ней, чтобы выставка-высказывание мастера продолжила существовать в другой форме.
Перформанс содержал в себе несколько слоев: изобразительный, звуковой и языковой. Первый слой – это переосмысление и попытка Цримова понять, развить квадрат Малевича в серии своих картин. Второй – совместная аудио-работа Башира Хацукова, Бибарса Аппеша и Астемира Маршенкулова – звучание адыгского языка, создающее некий ритм, постепенно наслаивающийся друг на друга и в конце концов сливающийся воедино. И третий слой – языковой, который создавался с помощью QR-кодов, размещенных рядом с каждой работой художника. Они «переносили» зрителей на сайт, где были представлены слова и фразы на черкесском языке, начинающиеся на определенные звуки и складывающиеся в своеобразные «мантры» – это и был поэтический эксперимент Руслана. Все это поддерживало и дополняло пространство, в котором все происходило – руины кинотеатра «Победа».
Как часто бывает, фильм получился совсем не таким, каким мы его представляли. Первые смонтированные мной варианты были слишком литературными. Я пытался акцентировать внимание на людях, на их реакциях. Честно говоря, заснять какие-то искренние реакции нам почти не удалось, поэтому в итоге мы сделали другие акценты. В процессе работы стало понятно, что звук, который у нас есть, будет ритмической основой монтажа. По сути, я сделал то же самое, что сделали Башир и Бибарс, только через изображение и монтаж.
До конца не было понятно, получится ли что-то стоящее, но в какой-то момент стало ясно, что все сложилось. Дальше нужно было определиться, в какой форме стоит это показывать, решили попробовать отправить работу на несколько кинофестивалей. Сперва отправили президенту Сочинского фестиваля Любови Балаговой и почти сразу получили отклик и добро на участие в фестивале.
Лично для меня это был потрясающий опыт, потому что он требовал совсем другого уровня подключения, другого подхода.