22 октября, 2023 - 13:59
На прошедшей не так давно в нальчикской гимназии №1 конференции, посвященной нравственному подвигу учителя («СМ» №40) школьники пытались ответить на вопрос «А что вообще такое подвиг?» Мужество, проявленное в сложных условиях жизни, требующее сильной воли, самопожертвования, чести и достоинства? Поступок, основанный на высоких моральных принципах, требующий от человека сделать что-то необычное ради блага других людей или общества? А может ли считаться подвигом вся жизнь, посвященная служению людям – искреннему, самозабвенному, жертвенному?
Согласились с тем, что все это может считаться подвигом, и как пример рассказали о педагогах, совершивших или совершавших подвиги – в военное и мирное время. Как мы и обещали, рассказами школьников и учителей об этих педагогах мы делимся с нашими читателями.
С фронта – в школу учителем
Самира и Зарема Князевы, ученицы 5 и 6 класса гимназии:
- Наш прадедушка Камбиев Мухаб Алимович родился 100 лет назад – в мае 1923 года. Он учился в каменномостской школе, и когда до выпускного вечера оставался лишь год, началась Великая Отечественна война. Как и многие его сверстники, он рвался на фронт добровольцем, однако возраст не позволял, и ему посоветовали «пока подучиться». В декабре сорокового года он поступил в Астраханскую авиационно-техническую школу и окончил ее в ноябре 1941 года по специальности «механик самолета бомбардировщика» в звании сержанта технической службы.
Полгода он работал слесарем-механиком по выпуску аэросаней с авиационным мотором М-11 на судоверфи им. Кирова Северокавказского военного округа в Астрахани, выполняя военный заказ. А потом служил в действующей армии в составе первого батальона Астраханской военно-авиационной школы механиков на Сталинградском фронте.
Вернувшись после войны в родное село, он работал в сельской школе учителем математики, а потом стал директором школы, создав дружный коллектив профессионалов.
В июле 1957 года прадедушке было присвоено высокое звание «Заслуженный учитель» с вручением Почетной грамоты Верховного Совета КБАССР, а в июле 1968 года – звание Героя Социалистического труда с вручением Ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». Награда «Герой Социалистического труда» вообще очень редкое явление в педагогическом сообществе, прадедушка был одним из немногих, кто ее получил.
В мае 2017 года Мухаб Камбиев, чей труд отмечен многими государственными наградами, в честь 95-летия был удостоен ордена «За заслуги перед Кабардино-Балкарской Республикой». Но высшей оценкой своего труда он всегда считал уважение коллег, любовь учеников и их достижения.
Уже почти 20 лет – с 2004 года – каменномостская средняя школа №1 носит имя Мухаба Камбиева. Его дочери Фатимат Мухабовна и Римма Мухабовна продолжили династию педагогов и посвятили свою жизнь учительской профессии. Многие годы они трудятся в школах Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии.
Вся наша семья, весь наш род гордится мужеством и трудолюбием нашего прадедушки.
«Для меня счастье – работа с детьми»
Ацканова Алина, ученица 11 класса:
- Я хочу рассказать о замечательном учителе, всю свою жизнь отдавшем школе и ученикам – об Алле Ивановне Трусовой, преподавателе русского языка и литературы нашей гимназии.
Она родилась в 1933 году в казачьей семье, в станице Багаевской Ростовской области, детство и юность прожила в станице Раздорской. В нелегкое время росла, многое пережить пришлось: и войну, и нужду, и голод. После школы поступила в Ростовский пединститут на историко-филологический факультет. По распределению попала в Киргизию, в Джалал-Абад. Поработала там три года и в 1958 году приехала в Кабардино-Балкарию. Сначала преподавала русский язык в кенделенской школе, а в 1961 году, когда в Нальчике открылась школа №1, пришла работать туда. И ушла на пенсию через… 48 лет! 48 лет – только в нашей школе, а вообще педагогический стаж у нее 56 лет!
У Аллы Ивановны не было семьи и собственных детей, но своим ученикам, племянникам, детям племянников она стала мамой и бабушкой, а они – ее семьей. Она была внимательной, заботливой, любящей, искренней и доброй. Яркая, интересная личность, сочетающая в себе высокие педагогические и человеческие качества, она для каждого в трудную минуту находила слова утешения, поддерживала, вселяла уверенность. К ней многие шли за советом, она была подобна костру, вокруг которого теплится жизнь и к которому все приходят погреться. Она была причалом, к которому стремится усталый путник, рядом с ней всегда было уютно и тепло.
С первых дней учительской работы она убедилась, что улыбка сильнее, чем возмущение и раздражение. Ее отличал мягкий, но настойчивый стиль работы. С детьми всегда были прекрасные отношения, полное взаимопонимание и уважение. Она утверждала, что учитель должен, как заботливый садовник, растить добро в сердцах учеников, потому что он — конструктор человеческих душ. Всякий раз Алла Ивановна воодушевляла детей на добрые поступки, чтобы из каждого вырос прежде всего настоящий человек. Она воспитывала в учениках чувство гордости за свой народ, за его великие подвиги в годы Великой Отечественной войны, уважение к русскому языку, потребность к его изучению и любовь к родному краю.
Она всегда очень творчески подходила к процессу обучения, обладая умением чувствовать ученика, замечать его индивидуальные возможности и особенности. Она заботилась о всестороннем развитии детей, стремилась привить им вкус к творчеству, любовь к прекрасному, давала возможность выразить себя. Много делала для того, чтобы жизнь ее воспитанников была интересной и насыщенной, часто выезжала с ними в театры, музеи для того, чтобы расширять их кругозор, проводила множество внеклассных мероприятий в воспитательных целях и в целях развития интеллекта своих подопечных.
Ее ученики, давно уже воспитывающие собственных внуков и даже правнуков, до сих пор очень тепло отзываются о ней, помнят, хранят ее фотографии. Вспоминают, как однажды в споре на тему «Что такое счастье?» она высказала свою точку зрения – простую и понятную: «Счастье – это каждый день заниматься тем, что тебя радует больше всего на свете. Для меня это – работа с детьми».
«Она нас не просто любила, она считала нас своей семьей, знала наших родителей, которые души в ней не чаяли, наших сестер и братьев, искренне интересовалась их успехами, здоровьем наших бабушек и дедушек. Она жила нами, школой, русской литературой. Начитанная, умная, артистичная – мы обожали ее уроки, у нее была своя методика преподавания и особый талант педагога. Она всегда хотела отдавать и делала это легко и искренне. Она могла быть и строгой, но никогда не повышала на нас голос, не ругалась. Могла быть веселой и даже озорной, играла с нами в снежки, часто шутила. Она никого не выделяла из класса, любила нас всех. И она никогда не жаловалась, всегда была отчаянной оптимисткой» – это из воспоминаний ее учеников.
Незадолго до своей смерти она подарила коллеге в день рождения открытку со своим стихотворением: «Живи! Умей все пережить – печаль и радость, и тревогу. Чего жалеть? О чем тужить? День прожит, ну и слава Богу!»
Ее не стало два года назад. Но, помните, как говорят об учителях? «Учителя живы, пока жив хоть один из их учеников».
Первые шаги в науку – с любимым учителем
Рамзан Глашев, ученик 9 класса:
- Школьный учитель истории Лидия Григорьевна Кирина 20 лет назад опубликовала книгу «Воспоминания и размышления учителя». Сама она говорила, что посвятила ее «им – самым дорогим и любимым – своим ученикам, многие из которых сами стали преподавателями или посвятили свою жизнь науке». Одна из выпускниц вспоминала: «Она дарила ее всем своим ученикам, окончившим школу, и для каждого делала дарственную надпись. На моей книге она написала: «Хороший человек – это тот, вблизи которого легче дышится». Эти слова стали девизом моей жизни».
В 1943 году Лидия Григорьевна закончила среднюю школу и поступила в железнодорожный институт, но очень скоро поняла, что это не ее призвание, и ушла оттуда, поступив в пединститут. Однако после его окончания работу в школе, к которой она так стремилась, найти не смогла. Когда она уже совсем отчаялась, неожиданно ее вызвал к себе Алим Пшемахович Кешоков, в то время занимавший пост министра образования, и после душевного разговора устроил ее учителем истории в СШ №6. Она даже получила классное руководство в 6 классе и именно тогда увлеклась внеклассной работой.
В 1961 году Кирина перешла работать в новую школу №1 Нальчика и создала здесь первое научное общество учащихся «Юный историк», которое в 1978 году было преобразовано в НОУ «Юные друзья науки». Здесь были секции юных историков, физиков, химиков и даже искусствоведов. Это научное общество стало главным детищем всей жизни Лидии Григорьевны. Из школьных масштабов оно вскоре выросло до городских. В те годы интерес к научно-исследовательским работам школьников был довольно-таки высок не только у самих учеников и их педагогов, но и у ученых, причем очень известных. Школьники вели с ними переписки, встречались, имели возможность лично задавать вопросы и получать консультации. Для своих научно-исследовательских работ ученики выезжали в экспедиции, встречались с археологами, писателями и фактически писали историю своего города и своей республики. И их работы были действительно интересны ученым!
На вопрос, что же было самым главным в ее жизни, Лидия Григорьевна без раздумий отвечала: «Любовь к детям».
Спасти детей и выжить самому
Люба Аскербиевна Канакова, учитель балкарского языка и литературы:
- Я хочу рассказать про своего папу – Макитова Аскербия Чукаевича – самого любимого, заботливого, доброго и отзывчивого. Он был не просто папой, не просто школьным учителем, он был героем. Причем не только для меня, а для нескольких поколений его односельчан. Полвека прошло с того случая, о котором я хочу вам рассказать, да и папы нет уже больше 30 лет, но односельчане вспоминают о нем, как будто это было вчера. И даже то место на горе, где папа спас своих учеников, до сих пор называют «место, где Аскербий детей спас».
Немножко о нем: он родился в 1941 году, в селении Булунгу Чегемского района. Детство его прошло в Средней Азии, куда были высланы балкарцы. После возвращения на родную землю он служил три года в Казани, затем учился в столице Осетии, а отучившись, стал работать учителем труда в школе родного села.
Как-то после школы шестеро мальчишек решили покорить гору Гыпайны – довольно-таки сложную и крутую. Подростки выбрали тропу, по которой поднимались опытные охотники, но в какой-то момент, заблудившись, свернули с нее и оказались на почти отвесной скале, в таком месте, где смертельно опасно и подняться вверх, и спуститься вниз. Была поздняя осень, стало быстро темнеть и холодать. Один из семиклассников решил все же попробовать спуститься вниз и окончательно застрял на скале, причем в таком месте, что его ступни ног не помещались полностью на скале, он удерживался только каким-то чудом.
Мужчины села, вышедшие на поиски подростков, вскоре их обнаружили – под скалой собралось почти все село. Детей нашли, но как до них добраться? В первую очередь разожгли костры, чтобы огонь осветил скалу. Несколько попыток подняться к мальчикам не увенчались успехом. И тогда, отправив сельских ребят за молотком и гвоздями и обвязавшись веревкой, на скалу стал подниматься мой папа – опытный охотник, сильный и выносливый мужчина, он, по рассказам односельчан, «поднимался как тур». Никакого специального снаряжения у него, конечно, не было, и он молотком забивал в скальные расщелины гвозди, навешивал на них веревочные петли и упорно лез вверх.
Внезапно скалу осветил мощный луч – это сельский киномеханик Даут Этезов принес прожектор из местного клуба.
Когда был забит последний гвоздь и до мальчика, который держался из последних сил, оставался всего метр, папа скомандовал: «Прыгай ко мне!» Это было невероятно опасно, они могли сорваться вместе, и папа понимал, что рискует и своей жизнью тоже, но это был единственный выход из создавшегося положения. Он смог удержать на замерзших на осеннем холоде руках прыгнувшего к нему мальчишку и спустить его вниз.
Остальных детей снять со скалы ему было проще – поздно вечером все они были спасены. Им сейчас больше 60 лет, и, вспоминая этот случай, они говорят: «Если бы не Аскербий Чукаевич, кто знает, что могло бы тогда с нами случиться!»