Экология культуры как образ жизни

 Общедоступный центр общения, духовного развития и активного отдыха населения…Трудно отрицать, что эти функции Домов культуры нашей страны, являющихся средоточием культурной жизни своего микрорайона, города или села и одним из очагов сохранения культурного наследия, чрезвычайно важны. Как и то, что не всегда и не везде им удается в полной мере реализовывать эти функции. Но, к счастью, есть исключения.

 Дом культуры селения Кенже, безусловно, относится к числу таких счастливых исключений. Что могут подтвердить не только сами кенженцы, но и пользователи социальной сети Instagram, куда активно выкладываются видео и фотоотчеты обо всех событиях, к которым Дом культуры имеет непосредственное отношение.
 А таких событий – множество, и все они разнообразны. Спектакли, дискотеки, встречи с Героями Социалистического Труда и Героями России, юбилейные вечера и вечера памяти прославленных кенженцев и уроженцев всей Кабардино-Балкарии, игровые шоу, спортивные турниры, конкурс «Адыгэ пщащэ», первоначально задумывавшийся как сугубо внутренний конкурс красоты, а ныне вышедший на международный масштаб – только за прошлый год коллективом ДК проведено более 60 культурно-массовых мероприятий на кабардинском, балкарском и русском языках. 
 И было бы ошибочно думать, что их целевой аудиторией были исключительно дети. Несмотря на то, что воспитание подрастающего поколения является приоритетом деятельности кенженского ДК, об остальных возрастных категориях здесь тоже не забывают. Из прошлогодних мероприятий 22 были для детей, а 39 – для молодежи и старшего поколения (что абсолютно правильно, ведь, как гласит известная английская пословица, дети и так будут похожи на нас, так что воспитывать надо себя). Меньшего при действующем директоре Дома культуры и быть не могло.
 Ведь Зарета Мамиева – не просто беззаветный патриот родного Кенже, но и представитель, увы, все реже встречающейся когорты руководителей, в первую очередь, заботящейся о людях. 
 Она является живым примером того, что молва может быть правдива. Еще несколько лет назад, по разным поводам и из разных источников доводилось слышать об удивительном директоре, шьющей собственными руками потрясающие костюмы для воспитанников драмкружка, самолично занимающейся ремонтом и до глубокой ночи наводящей порядок перед ответственным мероприятием, каковыми она считает каждое из них. 
 Потом непредсказуемая журналистская судьба несколько раз сводила с опять-таки самыми разными героями, в своих интервью упоминавшими имя Зареты Амирбиевны исключительно с восхищенно-уважительными интонациями. 
 И, конечно, когда довелось присутствовать сразу на нескольких мероприятиях кенженского ДК, проходивших, к слову, с аншлагом, естественно, хотелось посмотреть на этого удивительного директора. По словам всех, кого мы спрашивали, «только что здесь проходила, снимала на фотоаппарат, рассаживала гостей, разбиралась со звуком». 
 Неугомонный директор действительно никогда не сидит, на одном месте. Да и когда была в настоящем полноценном отпуске, так и не смогла припомнить. Вся ее жизнь на протяжении тридцати лет, во что верится с трудом при взгляде на эту изящную, молодую женщину, связана с Домом культуры. 
Когда Зарета училась в четвертом классе 20-й школы, сам Мухамед Хаширович Дашуев – выдающийся танцовщик, стоявший у истоков национального балета, отобрал ее в число своих воспитанников, из которых вскоре был сформирован школьный ансамбль. Затем у него менялись наставники, но Зарета так и осталась в танце, став впоследствии солисткой ансамбля «Ашамаз». И хотя представительница большой швейной династии,  подобно своей маме, тете и бабушке, также остановила свой выбор на этой профессии, мечтая окончить специализированный вуз в Шахтах или Иванове, связь с миром хореографии она не прекращала никогда. 
 И когда училась в швейном училище № 8, и во время учебы на производственно-учебном комбинате (высшее образование позднее она получила в области экономики) она танцевала. Даже когда она стала известным в Кенже специалистом, ее репутация активистки и человека, тесно связанного с миром искусства, не покидала ее, в связи с чем заведующая культурно-массовым сектором ДК, которой предложили в совхозе стать председателем профкома, пригласила девушку на свое место. 
 Впрочем, глагол «пригласила» не точно описывает ситуацию, так как Зарету пришлось долго уговаривать и упрашивать, описав ее будущие обязанности как «открывать и закрывать помещение для репетиций». 
 Возможно, другой человек был бы вполне этим доволен и за рамки предложенного по собственной воле не вышел бы. Зарета Мамиева оказалась не из таких. Увидев, как хранятся, а точнее, пропадают, концертные костюмы, она незамедлительно привела их в порядок, выбросила негодную мебель и … отправилась к руководству просить профессиональные вешалки и кронштейны. А когда получила их, то попросила шкафы, потом зеркала, потом потребовала сделать обустроенную репетиционную. 
 Подобное неравнодушие запомнилось. И когда Зарета вернулась к швейному делу, о ней не забыли. Через некоторое время директор ДК Кенже предложил ее кандидатуру на замещение своей должности. 
На вопрос, чем за десятилетия работы в качестве директора Дома культуры ей приходилось заниматься больше, Зарета Амирбиевна, не колеблясь, называет хозяйственно-административные вопросы. И действительно, в этом она приобрела колоссальный опыт. Нынешнее здание ДК, отметившее в мае этого года десятилетний юбилей, она застала на стадии котлована. А то, что вместе с коллективом пришлось пережить после сдачи здания с недоделками и дефектами, иначе как целой эпопеей и не назовешь. 
 И в двух предыдущих помещениях делала и ремонт, и уборку, как самостоятельно, так и привлекая, естественно, на безвозмездной основе, всю свою родню. Хватает и сейчас головной боли и с поддержанием помещения и его коммуникаций в порядке, и с вопросами финансирования, острыми всегда, а уж в кризисные времена подавно. 
 Но все же по крайней мере, так видится со стороны, творческий аспект в деятельности директора Мамиевой занимает далеко не последнее место.
 Как еще объяснить то, что в свой коллектив привлекает таких же энтузиастов, как она сама, рассказывая о них с искренней любовью и уважением начиная со своего опытнейшего заместителя Людмилы Баловой и заканчивая новичком Аминой Татаровой – методистом и ведущей того самого Инстаграм-аккаунта. 
 А присоединившаяся к нам в ходе встречи заведующая библиотекой (филиал ЦБС г. Нальчика в Кенже) Жанна Барагунова и вовсе производит неизгладимое впечатление.
 Не секрет, что у современных библиотекарей сейчас много проблем. Чего стоит один лишь факт, что возможность в любой момент найти любую книгу в электронном формате в Интернете несет высокий риск того, что молодой абонент реальному посещению библиотеки, общению с ровесниками и представителями старших поколений, являющихся непосредственными носителями культурного наследия прошлого, может предпочесть посещение виртуальное! А это логично повлечет за собой не только утрату того культурного наследия, которое наиболее масштабно проявляет себя при живой коммуникации, но и напрямую может способствовать десоциализации молодого поколения, что, в принципе, уже наблюдается во всем мире!
 А Жанна Батыровна в своей библиотеке, кстати, компьютеризированной и подключенной к глобальной сети,  с этим не сталкивается, чему удивляюсь не только я, а, например, многочисленные участники крупной конференции, недавно проходившей в ДК. Когда их попросили соблюдать тишину, чтобы не мешать сидящим в читальном зале, у большинства вырвался вопрос: «А что, в вашу библиотеку ходят?» 
 Еще как ходят, в чем самые недоверчивые поспешили тогда убедиться сами. Посещают ее,  так же, как и Дом культуры, кенженцы самых разных возрастов. С учебно-образовательными, исследовательскими и просто развлекательными целями. Ведь многотысячный книжный фонд благодаря выигранному не так давно гранту может предложить как классику, так и бестселлеры нового времени на любой вкус. А самые юные читатели библиотеки  по своиму успешному участию в республиканских творческих конкурсах и конкурсах чтецов, пользуются заслуженной известностью и за пределами Кенже.
 Но и в самом селении читатели и активисты Дома культуры, что, в большинстве случаев можно считать синонимами, играют видную роль в общественной жизни Кенже, где отмечают не только официальные праздники и торжественные даты РФ и КБР, но и проводят интересные мероприятия местного масштаба: День соседа, выезды Клуба любителей истории к старожилам села, шахматно-шашечные турниры, экскурсии по историческим местам Кенже, вечера-огоньки для местной интеллигенции, встреча юных кенженцев-волонтеров Сочинской олимпиады и многое другое.
 Много лет назад великий академик Дмитрий Сергеевич Лихачев подчеркивал насущную необходимость сохранения культурной среды наряду с сохранением среды природной. Согласно выдвинутой им концепции экологии культуры культурная среда должна рассматриваться как непреложное условие для полноценного функционирования личности, ее духовного мира и духовной оседлости, привязанности к своим родным местам, приверженности заветам предков. Именно этим каждый день занимаются все сотрудники ДК Кенже – настоящие бессребреники и энтузиасты своего дела, ставшего для них единственным и безальтернативным образом жизни.

Наталия Печонова.

Свежие номера газет Советская молодежь


10.10.2018
03.10.2018
26.09.2018
19.09.2018