Гармонична, как ее произведения

Иголочка тонка, но достает до сердца
И у того, кто дивный шьет узор,
И у того, кто от работ умельца
Отвесть не может восхищенный взор.
Века живут в картинах и платочках,
И в бисерных роскошных ожерельях,
Подаренных когда-то внукам, дочкам,
Нетленные черты простого рукоделья.
Душа и руки создают шедевры,
Да просто украшают нашу жизнь.
За чудо творчества, истраченные нервы
Рукам искусным низко поклонись!
 Впервые прочитав эти строки Тамары Дороховой, все, кто знает Ирину Мамбетову, непременно подумают о ней. Хотя даже необязательно быть знакомым с ней лично – достаточно увидеть адыгэ фащэ, изготовленные из бисера изделия, пояса, платки и прочую красоту, созданную ее талантливыми золотыми руками.
 Интересно, что двоюродная сестра Иры – журналист Анна Халишхова – известна в республике и как мастер декупажа. Так что, версия о наследственной предрасположенности к рукоделию кажется очевидной. Но истине не соответствует, потому что семейная история не сохранила сведений об имевшихся в роду рукодельницах. Да и в целом, по словам самой Ирины, в детстве ничто не предвещало, что свою жизнь она посвятит декоративно-прикладному искусству. 
 Родившаяся в семье геолога и воспитательницы Ирина Ширитова первые пять лет жизни провела в Нартане, а потом семья переехала в Нальчик. Когда девочка заканчивала шестой класс пятой нальчикской школы, ее отец увидел в газете объявление о наборе в творческую студию – Детскую школу искусств №1. Несмотря на то, что старший брат занимался там музыкой, изучая игру на аккордеоне и гитаре, девочка выбрала направление «Дизайн одежды», записавшись на костюмерно-художественное отделение ДШИ. 
 «Там было все очень серьезно, - вспоминает Ирина, - насыщенная, большая программа по рисованию, моделированию, эстетике, дефиле и множеству других дисциплин, и замечательные преподаватели – Людмила Петровна Гущина, Таира Темуркановна Яровицкая, Мадина Саральп и многие другие».
С Мадиной Лиуановной одаренная ученица сталкивалась не только на занятиях. Каждый год в ДШИ проводился конкурс «Золотая игла», в котором Ира Ширитова участвовала и побеждала. С особой теплотой она отмечает тот факт, что от постоянного члена жюри Мадины Саральп получала неизменную поддержку. 
 И все же выбором дела своей жизни моя собеседница, с благодарностью называющая поименно каждого педагога, способствовавшего ее развитию, обязана другой наставнице. Когда в программе появились занятия в кружке золотошвейного искусства, который вела Арина Мальбахова, ныне работающая в Москве у Вячеслава Зайцева, преподавательница настолько вдохновила девочку, что та твердо решила, что будет поступать на декоративно-прикладное отделение КБГУ, осознав, что национальное декоративно-прикладное искусство – это «ее». 
 Рассказывая о своей студенческой жизни, Ирина по-настоящему светится: «Все было замечательно! У нас была не просто учеба, а огромная чудесная семья, с которой мы все до сих пор общаемся. Вся наша кафедра ДПИ была невероятно сплоченной. Ни о какой зависти или конкуренции и мысли не было! Дважды в год мы защищали курсовые проекты и практическую часть и все всегда друг за друга болели, все друг другу помогали. Все курсы прекрасно были знакомы, по сути, все мы жили как один большой курс, а ювелиры и золотошвейки действительно были большой семьей».
 Столь теплый стиль личностных взаимоотношений, очевидно, являлся отличным дополнением к академическим отношениям факультета и творческому росту студентов. Если главной работой первого курса было изготовление сумок, то уже на втором курсе Ирина сделала свое самое первое фащэ со сложной отделкой из плетеной и плоской тесьмы, выложенной в виде орнамента. Выполнила его девушка самостоятельно, но не без ценного руководства своего куратора и преподавателя по моделированию Равиды Маховой и преподавателя по проектированию Оксаны Шагировой. И снова, как в случае со школой искусств, Ирина без устали называет любимых вузовских педагогов: «Фатима Канокова, Амина Султанова, Марина Мальбахова, Борис Хасанович Мальбахов – они столько в нас вложили!» 
 Помимо учебы, Ирина ежегодно участвовала в конкурсе молодых дизайнеров Северо-Кавказского федерального округа «Стильный акцент», даже в год окончания университета, заняв тогда со своей коллекцией национальной одежды, стилизованных платье и кукол «Гуащэней», второе место. Кстати, по куклам, которые, по ее (и не только) мнению, делать кропотливее всего, она является дипломированным специалистом: еще в 2008 году, окончив Кабардино-Балкарский лицей «Строитель», Ирина стала глазуровщиком третьего разряда по профессии «Изготовитель фарфоровых и фаянсовых изделий». 
Еще будучи студенткой, помимо сложной учебы сразу в двух образовательных учреждениях, участия в конкурсах, неустанного творческого самосовершенствования, Ирина успевала работать и в ателье «Березка» под руководством Жанны Хараевой, и на текстильной фабрике. В ее трудовой книжке также значатся должности старшего лаборанта и ассистента родной кафедры в КБГУ, где она замещала и преподавателя по скульптуре. 
 2011 год особый в ее жизни. Тогда она окончила с красным дипломом университет, вышла замуж, став из Ширитовой Мамбетовой (ее новая фамилия теперь не просто фамилия, а настоящий бренд), и поступила в аспирантуру Северо-Кавказского государственного института искусств по специальности «Теория и история культуры».
Она относится к типу восхищающих и вдохновляющих молодых женщин, умудряющихся совмещать материнство, работу и профессиональное движение вверх с успешной учебой. За годы аспирантуры в СКГИИ она занимала первое и призовые места на вузовских олимпиадах аспирантов-исследователей, успевая при этом заботиться о семье и детях (у Мамбетовых их двое – четырехлетняя Алина и двухлетний Амир). По отдельности каждое дело из вышеперечисленного является очень непростым испытанием в наши дни, ну, а уж когда приходится делать это все одновременно… Тем не менее, Ирина, живущая в Чегеме, где ей необходимо еще следить и за большим садом, и приусадебным хозяйством, непостижимым образом умудряется успешно справляться со всем этим. Отдавая дань должного уважения и ее супругу Аслану, во всем поддерживающему свою жену, и его родителям, тем не менее, не приходится сомневаться, что, в первую очередь, это ее собственная заслуга. 
 Несомненно и то, что благодаря ее вкусу, художественному чутью и одаренности она преображает свой и наш мир в лучшую сторону: с ноября прошлого года Ирина Мамбетова трудится в творческом тандеме со своей бывшей студенткой Радимой Кушховой-Дышековой, вместе с которой создают свадебные и стилизованные платья, шапочки, кисеты, пояса необыкновенной красоты. 
 Зачастую работа приобретает характер непростого испытания. Как было, например, в случае изготовления одного платка, на который ушло два месяца. Платок нужно было вязать специальными крючками, найти их удалось только в городе Орел, и по старинной технике, владеет которой одна жительница поселка Хасанья. И к ней Ирина ездила каждый день на обучение. 
 Но профессия художника декоративно-прикладных искусств включает в себя не только поиск материалов, оборудования или новых техник, но и творческий поиск. На вопрос о том, какое самое главное открытие за годы труда и исследований в истории адыгэ фащэ лично для себя совершила Ирина, она, не колеблясь, отвечает: «Личное открытие состоит в том, что этот костюм через века и поколения транслирует в массы информацию, которая была до нас и будет после нас, и которую необходимо сохранить. Глобализация стирает абсолютно все грани, рвет связи с прошлым, меняет культуру и повседневную жизнь. Исчезают корни, к которым необходимо возвращаться». 
 В сфере создания адыгэ фащэ есть вещи, которые нельзя изобретать, а только воссоздавать, строго следовать канонам. А вот при изготовлении стилизаций творческие устремления могут найти свой выход и позволяют модельеру, вышивальщице, дизайнеру отступить от традиционного направления. Разделять каноническое от импровизационного художнице Мамбетовой помогает культуролог Мамбетова, которая знает о рубашках, галунах, башлыках, овчинных шубах, войлочных шапках, золотом и золотном шитье, басонном плетении, наверное, почти все, и с любовью делится своими знаниями с миром.
 В одной из своих статей о месте женщин в традиционном адыгском обществе она как-то написала: «Рукоделие воспитывало в девочках терпение, усидчивость, эстетический вкус, скромность в манерах, сдержанность в выражении чувств, уважение к труду. Женщина, создававшая прекрасные работы, была такой же гармоничной, как ее произведения» – слова, стопроцентно правдивые и в отношении самой Ирины Мамбетовой.

Наталия Печонова. Фото Александра Подвы.

Свежие номера газет Советская молодежь


18.06.2018
06.06.2018
30.05.2018
23.05.2018