22 апреля, 2023 - 11:15
Совсем скоро в Нальчике, в выставочном зале парка 100-летия КБР, открывается экспозиция «Связующие нити», на которой будут представлены живопись народного художника КБР Андрея Колкутина и вышитые картины его супруги Айгюль Кадыралиевой. Как пообещал Колкутин, посетители выставки увидят и поймут, что, кроме семейных уз, его и Айгюль связывает и некий общий интерес в искусстве.
Художник рассказал, что выставка проводится по предложению арт-координатора института развития города «Платформа» Керима Аккизова, убедившего его, что пора показать новые работы, поскольку после его масштабной ретроспективной выставки «Академия. Провинция. Авангард. Цирк» уже прошло достаточно много времени.
«Я выставлю сделанное преимущественно за последний год, среди работ лишь несколько позапрошлогодних», - объяснил художник, добавив, что экспозиция будет включать 14 его новых живописных полотен. Посвящены они в основном библейским сюжетам, иконе и супрематизму Казимира Малевича: «Я показываю в этой экспозиции святых, избранных и героев – архангела Михаила, воина, защищающего врата рая, святого Георгия. Святого Николу – одного из главных святых православия, причем у меня есть два разных решения образа Николы. Покажу и своего Андрея Первозванного на фоне Андреевского флага… В моих работах появились Борис и Глеб, первые русские святые. Несколько работ посвящены волхвам. Будут на выставке и работы из дерева».
Колкутин рассказал, что перед тем, как приступить к каждой из картин, он тщательно изучал материалы о ее герое, православном святом, используя при этом разные источники. Понимая, что не все посетители выставки знают столько же, художник снабдил каждую работу описанием сюжета: «Так что выставка получится еще и просветительская!» Экспозиция эта не приурочена к какой-либо дате и, в общем-то, ничему не посвящена: «Но, думаю, в пасхальную неделю она будет хорошим подарком как для православных жителей республики, так и для всех, кто интересуется искусством и историей религии».
Объясняя свой интерес к христианским святым, Андрей подчеркивает, что для него история святого – в первую очередь повод написать картину – сплав иконы, супрематизма Малевича и живописи Колкутина. Художник уверен, что гармония и красота как раз и рождаются, когда соединяешь, казалось бы, несоединимое: «Хочется холодную геометрию супрематизма наполнить жизнетворящим теплом, одухотворить. Связать отстраненную умственность Малевича с теплой землей».
Его супруга Айгюль Кадыралиева, обладатель Гран-при всероссийского проекта «Творческие среды», состоявшегося в Москве, в Новой Третьяковке в 2022 году, покажет около 20 новых вышитых картин: «Я выбрала для выставки те работы, что нравились мне, не стараясь, чтобы они соответствовали полотнам Андрея или перекликались с ними тематически. Да, было время, когда я вышивала картины по мотивам его живописи, но сейчас я от этого отошла и хочу делать свое. Поэтому на нашей выставке, возможно, некоторые и обнаружат тематический диссонанс». Колкутин заметил, что проблемы выбрать для выставки нужное количество вышитых Айгюль полотен не было: «Она же все время работает! И постоянно импровизирует. Пришла ей в голову мысль – она ее реализует. Как, собственно, и я». Кроме того, Айгюль призналась, что выставка для нее важна как возможность показать новые работы, поскольку ими интересуются и многочисленные знакомые, и поклонники ее творчества, которых уже изрядное количество.
Как выяснилось, одной из серьезных связующих нитей в творчестве супругов является геометрия. Вновь вспыхнувший у него интерес к библейской теме Андрей Колкутин объяснил тем, что «все возвращается на круги своя»: «После темы цирка я вернулся к прошлому, но вернулся со свежими силами и новыми решениями. Я соскучился по себе. Думаю, что на новом витке придут новые решения. У меня было три «ветки» – провинция, библейские сюжеты и геометрия. Геометрию в иконе я так и недопознал, но соскучился и по ней, и по супрематизму, и по их объединению, которое всегда дарит открытия и новые решения». Художник объяснил, что иконы его всегда притягивали своей геометрией, геометрию он искал и в супрематизме. Особенно привлекательным ему казалось то, что в иконах нет геометрии в чистом виде, но она всегда присутствует в образах: «В геометрию там всегда вписан человек в знаковом решении». Свой интерес и любовь к геометрии подтвердила и Айгюль: «Она для меня важна и всегда присутствует в сюжетах моих работ – обратите внимание, у меня на вышивках всегда есть квадрат, треугольничек, круг… В абстракциях она вообще преобладает. Кроме того, геометрические фигуры мне нравятся визуально, они мне приятны».
«Мы считаем, что главная связующая нить – это геометрия в наших работах. Айгуль к ней неравнодушна, как и я», - подтвердил Андрей.