15 апреля, 2023 - 11:55
В Кабардинском государственном драматическом театре им. А. Шогенцукова состоялся показ спектакля Лакского государственного музыкально-драматического театра им. Эффенди Капиева «Последняя цена» по произведениям Расула Гамзатова.
Можно ли поставить интересный, цельный по строению и содержанию спектакль по стихам разнопланового содержания? Не по роману в стихах, не по поэме с героями, сюжетом и фабулой, а именно по стихам? Можно, если это стихи великого человека и поэта. Такого, каким был и навсегда останется великий аварский советский поэт, прозаик, переводчик, публицист, философ и гуманист, народный поэт Дагестана Расул Гамзатов.
В этом году исполняется двадцать лет со дня смерти Расула Гамзатовича и сто лет со дня его рождения. Именно к столетнему юбилею и приурочена постановка этого спектакля питерского режиссера Дмитрия Павлова, который давно сотрудничает с дагестанскими театрами.
«Последняя цена» – это название одной из поэм Гамзатова, давшее название его поэтическому сборнику 1979 года. В нем собраны произведения о любви к матери и родному Дагестану, верности, стойкости, философские размышления о вечности и бессмертии. Собственно, все эти темы присутствуют и в постановке Павлова, повествование в ней ведут пять девушек и пятеро молодых людей, одетые в костюмы, с одной стороны, глубоко национальные, отсылающие к традиционной одежде горцев Дагестана, и в то же время универсально-унифицированные, похожие и на костюмы любого другого народа.
Такими же общечеловеческими и понятными всем являются и исполняемые актерами (Руслан Ларин, Ислам Магомедов, Дженнет Генжеева, Ибрагим Рабаданов, Рукижат Магомедова, Азиза Ахмедова, Джамиля Закарьяева, заслуженные артисты РД Артур Абачараев, Зинаида Чавтараева, Муртуз Гаджиев) строки о войне и мире, чести и принципах, долге и зове сердца, читаемые на русском языке, а в некоторых местах и на родном языке Гамзатова – аварском. Прошло больше сорока лет, а актуальность этих стихов по-прежнему велика и, наверное, останется таковой надолго.
Над землей гудят моторы.
То летит не кто-нибудь —
Это на переговоры
Дипломаты держат путь.
Я хочу, чтоб вместе с ними
Куклы речь держать могли,
Чьих хозяек в Освенциме
В печках нелюди сожгли.
Я хочу, чтобы над ними
Затрубили журавли
И напомнить им могли
О погибших в Хиросиме.
В постановке ЛГМДТ нет главных и второстепенных героев, в нем нет персонажей в принципе. И они есть, и их много, и для каждого из них можно ввести хэштеги #яестьДагестан #яестьмир #яестькаждыйчеловек.
Глубоко философская, наполненная символизмом «Последняя цена» с точки зрения сценографии кажется простой и лаконичной. Это только на первый взгляд. Художественное оформление спектакля и музыкальное сопровождение, выполненное режиссером Дмитрием Павловым, покоряют магической трансформацией повседневных предметов. Кувшины – это не только сосуды с водой, которые горянки испокон веков на своих хрупких плечах ежедневно носили от реки до дому, это еще и младенцы, качаемые ими на руках, и могильные памятники. Папахи – это не только головные уборы, имеющие сакральное для любого горца значение, но и облака в небе, и снежные вершины гор. Валуны, скатывающиеся по установленному на сцене наклонному помосту, – это не только нередкий в горах камнепад. Это и лавина проблем, обрушающихся на нас постоянно, и так важно, чтобы они не сбили нас с ног, так важно не сломиться под испытаниями жизни, так важно знать, когда и в каком размере должна быть назначена последняя цена.
Хвала мастеровому дару!
И честно в каждой стороне
Цена пусть будет по товару,
Товар пусть будет по цене!