Сдаем историю

 Изначально идея принадлежала Рособрнадзору и Федеральному институту педагогических измерений (ФИПИ), разрабатывающему контрольные измерительные материалы (КИМ) для участников ЕГЭ. Именно они начали готовить   серию публикаций, рассказывающих выпускникам о том, что их ждет на экзаменах. Что представляет из себя экзаменационная работа по тому или иному предмету? Какие задания могут встретиться участникам ЕГЭ?  На что нужно обратить внимание, готовясь к экзамену и по каким материалам лучше всего к ним готовиться? Как избежать обидных ошибок и на чем сосредоточиться, выполняя экзаменационную работу?  Эту хорошую идею поддержала и наша газета, обратившись со всеми этими вопросами к людям, имеющим самое непосредственное отношение к ЕГЭ. В рубрике «Лайфхаки для ЕГЭ» своими советами и рекомендациями поделятся  учителя, готовящие выпускников к государственной аттестации – как в школе, так и вне ее – то есть не первый год работающие репетиторами, эксперты ЕГЭ, проверяющие экзаменационные работы, выпускники прошлых лет, которые получили на ЕГЭ высокий балл, и т.д. Имена и фамилии «лайфхакеров» мы в нашей рубрике обозначать не будем, так как среди них обязательно будут присутствовать эксперты и организаторы ЕГЭ, чьи данные не рекомендованы для широкого доступа. В наших лайфхаках мы собрали для выпускников все – советы от Рособрнадзора, ФИПИ, учителей, репетиторов, экспертов.
 Открываем рубрику публикацией о предмете по выбору – истории.  Он необходим для поступления в вузы на такие специальности и направления подготовки, как «История», «Политология», «Международные отношения», «Туризм», «Искусства и гуманитарные науки», «История искусств», «Социальная работа», «Организация работы с молодежью», «Религиоведение», «Теология», «Регионоведение России» и другие. Экзамен по истории – один из самых сложных и до недавнего времени один из самых «низкобалльных» в России. К счастью, в последние годы ситуация меняется. В 2017 историю сдавали около 110 тысяч выпускников, число тех, кто не преодолел  минимальный порог в 32 балла, сократилось в 2 раза по сравнению с 2016 годом и составило 8,7%. Для сравнения, средний балл по русскому языку не преодолели всего 0,5% выпускников.
Минимальный балл ЕГЭ по истории, ниже которого вузы не могут устанавливать проходной порог для абитуриентов, составляет 32 тестовых балла. На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Дополнительные материалы для сдачи экзамена приносить с собой не разрешается. 
Каждый вариант экзаменационной работы по истории состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Структура и содержание экзаменационной работы 2018 года не претерпели изменений по сравнению с моделью 2017 года. 
 Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, который может представлять собой последовательность цифр, записанных без пробелов и других разделителей, слово, словосочетание (также записывается без пробелов и других разделителей).  
 Часть 2 содержит 6 заданий с развернутым ответом. Ответы на эти задания даются в свободной форме в соответствии с требованиями заданий. В этой части представлены задания, связанные с анализом исторического источника, какой-либо исторической проблемы, ситуации, задание на аргументацию приведенной точки зрения по какой-либо исторической проблеме, а также задание, предполагающее написание исторического сочинения.  
Задание 25, историческое сочинение, имеет комплексный характер: оно проверяет целый ряд умений, среди которых умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями, явлениями и процессами, характеризовать роль личности в исторических событиях, составлять последовательный связный текст на исторические темы и другие. 
Итак, советы:
- Несмотря на сложность экзамена, получить высокий балл по истории можно даже не прибегая к услугам репетиторов. Обычно ЕГЭ по истории сдают выпускники, поступающие в гуманитарные вузы. Чаще всего в школах они учатся в профильных классах, где на изучение истории дается 4 часа в неделю. Школьные учителя не «натаскивают» на ЕГЭ, они дают темы по плану, объясняя и закрепляя материал, но, конечно же, никогда не откажут в помощи с прохождением тестов или написания исторического сочинения. Поверьте, если вы будете активно работать на уроках, учить материал, данный вашим школьным педагогом, а дома самостоятельно работать с заданиями ЕГЭ, у вас есть все шансы сдать экзамен успешно. 
Сайт ФИПИ с его «Открытым банком заданий ЕГЭ» может и должен стать для вас важным помощником. Здесь есть все – демоверсии, кодификаторы, специ-фикации.  В разделе «спецификации» описано, какие типы заданий встречаются, сколько баллов за них можно получить, к каким хронологическим периодам относятся задания, какие умения проверяются. Очень полезен раздел «кодификаторы» – это перечень тем, охватываемых заданиями, а они не всегда  совпадают с разделами учебника, какие-то вопросы могут быть сформулированы шире, какие-то – уже. Нередко выпускники теряют немало баллов в первой части, «обнаружив» там сложные вопросы по всеобщей истории и культуре. В экзаменационной работе проверяются знания по курсу истории России, а также по курсу истории зарубежных стран с древнейших времен до настоящего времени. Все события из курса истории зарубежных стран, знание которых может быть проверено в ЕГЭ по истории, перечислены в приложении к кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций, размещенному на сайте ФИПИ. Знание истории зарубежных стран проверяется только в двух заданиях – 1 и 11, вопросов культуры – в 17, 18, 19. В экзаменационной работе вам встретятся задания на проверку знания хронологии, исторической терминологии, исторических фактов (событий, процессов и явлений), исторических персоналий, фактов истории культуры. Также в заданиях проверяется умение анализировать текстовые исторические источники, исторические ситуации, работать с исторической картой (схемой), иллюстративным материалом, информацией, представленной в виде таблицы, аргументировать точку зрения по какой-либо исторической проблеме.  Ответы на многие вопросы вы можете найти в «Большом сборнике тематических задач для подготовки к ЕГЭ И.А.Артасова и «Практикуме по истории русской культуры» М.Н.Черновой, в тематических заданиях Э.Н.Абдулаева. Да в конце концов, скачайте себе в телефон приложение «ЕГЭ история», сможете готовиться, тренироваться и практиковаться в любую свободную минуту, даже когда в маршрутке из школы домой едете! Это действительно хорошая литература в помощь к экзамену, она поможет и разбираться в структуре ЕГЭ – а задания там структурированы, – просчитывать логику вопросов. Но учтите, без хорошей теоретической базы вам все равно не обойтись. Многие учителя, кстати, считают лучшей тренировкой для ЕГЭ работу с заданиями Открытого банка ФИПИ. Потому что там… нет ответов! То есть это задания, на которые вы сами должны найти ответы. А ответ, найденный, прочитанный, записанный и оформленный вами самостоятельно, безусловно, лучше запомнится, чем ответ, который вы «подсмотрели». 
В процессе написания экзаменационной работы постарайтесь выполнить все задания, в том числе и задания с развернутым ответом части 2. Зачастую выпускники, которые не очень уверены в собственных силах, отказываются от выполнения заданий с развернутым ответом. Однако эти задания могут принести дополнительные баллы даже не очень хорошо подготовленным участникам ЕГЭ. Задание 21 из части 2, в котором требуется выписать из текста информацию, представленную в нем в явном виде, согласно статистике, является самым простым в экзаменационной работе. Кроме того, достаточно легко набрать два первичных балла за историческое сочинение: нужно выбрать один из трех периодов истории, представленных в задании, и указать любые два события, явления или процесса, относящиеся к данному периоду.  
 Выпускникам, претендующим на высокий балл, следует особое внимание обратить на подготовку к выполнению заданий в работе с исторической картой и иллюстративным материалом. Исключительно важно правильно провести атрибуцию карты (установить, к какому периоду истории она относится, и какие события на ней изображены). Необходимо научиться работать с легендой карты. Нужно также помнить, что карта содержит значительное количество информации и, например, при выполнении задания 16, в котором требуется определить три правильных суждения из шести представленных, верность/неверность некоторых из этих суждений можно установить только по информации, представленной на карте. 
При выполнении заданий на анализ иллюстративного материала (18 и 19) необходимо тщательно изучить представленные изображения. Задание 18 всегда подразу-мевает рассмотрение всех деталей изображения (карикатуры, почтовой марки, монеты, плаката и т.п.), так как они могут пригодиться при определении верности/неверности приведенных суждений. В задании 19 надо выбрать два из четырех изображений по названному признаку, что чаще всего требует узнавания памятников культуры по определенным элементам изображения. 
При выполнении задания 24 на аргументацию, которое, согласно статистике, является наиболее трудным в экзаменационной работе, необходимо помнить, что аргументы должны быть полными. Полный аргумент всегда включает исторический факт (или имеет очевидную опору на исторический факт) и пояснение, которое связывает этот факт с аргументируемой точкой зрения. Это пояснение должно содержать информацию о том, почему с помощью этого факта можно подтвердить или опровергнуть данную в задании точку зрения.
 При написании исторического сочинения нужно стараться максимально точно выполнить требования, указанные в задании. Например, характеристика роли личности, согласно требованиям задания, состоит в указании конкретного действия личности, в значительной степени повлиявшего на ход или результат указанных в сочинении событий, процессов или явлений. Это означает, что если выпускник при характеристике роли личности укажет процесс (например, командование армией), а не конкретное действие, то такая характеристика не будет принята. Оценку событий выбранного периода надо указывать именно с точки зрения их влияния на дальнейшую историю России. Это означает, что обобщающие положения (например, «в данный период (1928 – 1941 гг.) было построено много новых фабрик и заводов») не будут приняты по критериям оценивания, а будут приняты только те, которые отражают влияние на последующие эпохи (например, «в данный период (1928 – 1941 гг.) был создан оборонно-промышленный комплекс, что стало одним из факторов победы СССР в Великой Отечественной войне»). 
 При написании исторического сочинения важно не допускать фактических ошибок. Для этого, во-первых, не следует указывать факты, годы, термины, причинно-следственные связи и т.п., в знании которых вы сомневаетесь. Во-вторых, необходимо внимательно следить за формулировками, которые вы используете при написании сочинения. Некоторые некорректно составленные формулировки могут содержать фактические ошибки. Например, формулировка «А.А. Жданов раскритиковал стихи Ахматовой и Зощенко» содержит фактическую ошибку.  И еще один момент: будьте предельно внимательны, читая условия заданий. В практике экспертов не раз было такое, когда выпускник по невнимательности пропускал частицу «не», к примеру, и давал абсолютно противоположный правильному ответ.

Свежие номера газет Советская молодежь


18.06.2018
06.06.2018
30.05.2018
23.05.2018