26 января, 2023 - 15:40
Магомед Мажидович, кстати, за неделю до этого отметивший день рождения, эту сказочную пьесу написал четверть века назад. И тогда же в 1998 году поставил ее в родном театре. На протяжении многих лет она была неотъемлемой частью репертуара БГДТ, пользуясь заслуженной любовью нескольких поколений юных зрителей.
Столь значимый успех вполне объясним, ведь произведение Атмурзаева основано на балкарских народных сказаниях и включает в себя неизменно актуальные сюжеты и архетипы. По сути, даже «говорящие» имена героев подсказывают основные идеи, казалось бы, типичной детской сказки.
Главный герой (Шахым Байдаев), носящий имя Булат, что означает «сталь», отправляется в путь, само собой являющийся испытанием-квестом, чтобы освободить свою любимую. Жулдуз (Светлана Бейтуганова), чье имя означает «звезда», которая, как известно, может быть и путеводной, символизирует тот же путь, следование своей судьбе и надежде.
В осуществлении спасительной миссии и противоборстве злу Булату помогает Негер, его имя на русский язык можно перевести как «друг, товарищ, спутник». Кстати, образ Негера, воплощенного Маратом Джаппуевым, перекликается с образом Прометея. Ведь «Волшебная свирель» – это не просто волшебная сказка, а символическая история противостояния света и тьмы, добра и зла. А символизируют его Хан с ноготок (Мухаммат Жашуев), очень сильно напоминающая своих макбетовских товарок Ведьма (Марьям Созаева) и Черти (блестящая работа, кстати, потребовавшая и владения акробатикой Мурата Гиляхова и Арафата Гогуева), и Трехголового Великана. Последний представляет собой совершенно невероятный персонаж, которого потрясающе играют Жемал Мисиров, Заур Бегиев и Аскер Сарбашев. Он также является отсылкой ко многим трехголовым героям древнейших эпосов, символизирующим три сферы – небесную, земную и подземную. Прорицательница (Фатима Доттуева) – традиционный архетип ведуньи, магическим образом умеющей предсказывать грядущие события и возможные варианты событий.
Если пьеса Атмурзаева и представленные в ней участники построены с соблюдением классических канонов, то режиссура москвича Антона Понаровского, известного жителям нашей республики по прошлогодней постановке в Кабардинском госдрамтеатре им. А. Шогенцукова «А зори здесь тихие», являет собой – особенно в сценах с Ханом, Великаном и чертями – оммаж «Франкенштейну», «Дракуле» и другим классическим фильмам ужасов и настоящему дримпанку. И оммаж этот весьма эффектный, впечатляющий и даже пугающий. Так что, определение «сказка» все же следует дополнить маркировкой не ниже «12+».
Спектакль закончился мощнейшей нотой, когда вышедшие на сцену артисты исполнили тарих-джигитлик джырла – старинную балкарскую героическую песню, еще раз подчеркнувшую связь авторских произведений и режиссерского новаторства с народными корнями, берущими свое начало в старинных песнях.