7 ноября, 2022 - 15:34
В последнюю ночь октября во многих странах мира отмечают Хеллоуин. Праздник привлекает и отечественную молодежь своей яркостью, мистицизмом, возможностью нарядиться в костюм и сделать грим. Но каждый год с приближением 31 октября приходит и возмущение в соцсетях: «Это не наш праздник!». Предлагаем вспомнить, какие праздники и обычаи, похожие по смыслу и содержанию на Хеллоуин, были и частично сохраняются до сих пор у народов, живущих в Кабардино-Балкарии.
В первую очередь Хеллоуин ассоциируется с карнавальными костюмами, популярные образы в которых разнообразная нечистая сила. Второй известный всем обычай – выпрашивание сладостей. Еще в старину бедняки ходили в этот день по домам и в обмен на угощение обещали помолиться за души умерших родственников хозяев. Не обходится праздник без веселья – игр и гаданий на исполнение желаний, будущее и суженного.
У кабардинцев хорошо развита смеховая культурная традиция. Ажэгъафэ – ряженый в маске козла, персонаж без которого сложно было представить кабардинскую свадьбу или другое торжество. Ажэгъафэ в обычное время были работягами – крестьянами, ремесленниками, и перевоплощались на праздники. Этот персонаж при помощи пантомимы и танца подтрунивал над теми, кто попадался под его ловкую руку. У ряженого был статус неприкосновенности во время зрелищных игр. Без ажэгъафэ также невозможно было представить праздники начала или окончания сельскохозяйственных работ. Особенная роль была у ажэгъафэ в обряде «кэпщ» или «чапщ». Во время этого обряда в комнате больного собирался народ и устраивал шумные представления, чтобы отвлечь человека от боли, подбодрить его, а также прогнать злой дух, вселивший болезнь.
Традиция звать ряженого в маске козла на праздник была и у балкарцев, называли они его гепчи. Маску ряженого изготавливали из темного войлока, оставляя прорези для глаз и рта, обшитые красной материей. К маске пришивали белую бороду из шерсти козла и рога из войлока или дерева, обтянутого сукном. А к рогам пришивали мелкие звенящие предметы, чтобы они издавали звук во время танца гепчи.
Еще балкарцы наряжались в костюмы, чтобы отметить Новый год, который праздновали 22 марта. В селениях устраивали пляски, скачки, игрища, а ряженые обходили дворы с песнями «Озай» и «Гюппе» в ожидании вознаграждения. В песнях ряженые желали хозяевам домов разнообразных благ – в этом был смысл гуляний. По мнению исследователей, Озай и Гюппе – имена давно забытых божеств, а их упоминанию в песнях приписывалась мощная чудодейственная сила.
У славянских народов ряженье – одна из самых ярких традиций празднования Рождества и Масленицы. В костюмы облачались во время святочного колядования и в последний день масленичной недели. Важный атрибут ряженых – маски, надевали в основном мужчины, в редких случаях женщины, потому что они могли спрятать лицо платком или волосами. Спрятать лицо было важно – ряженые изображали души умерших предков, пришедшие в праздничный день на землю и не желаемые быть узнанными. Популярные образы в костюмах колядующей молодежи: козел, аист, волк, черт, медведь, журавль, курица, цыган, старик, баба, горбун, солдат.
Хозяева домов выходили навстречу исполнителям колядок (праздничных песен) с угощением – это должно было задобрить души предков, принести благополучие в дом, здоровье скоту и богатый урожай.
Похожи святки на Хеллоуин и гаданиями, считалось, что в праздничную неделю граница между мирами людей и духов становилась особенно тонкой, поэтому по земле бродила нечистая сила, у которой можно было выведать свое будущее.
Сейчас кабардинского ажэгъафэ и балкарского гепчи уже почти не встретишь на свадьбе, а колядки и гадания проводят все реже, и красочные традиции рискуют исчезнуть. Как можно заметить, Хеллоуин имеет много схожего с традициями народов, живущих в КБР. Может использовать это как повод получше изучить традиции свои и ближайших соседей?