2 октября, 2022 - 13:59
Нескончаемые дискуссии о том, нужны ли сейчас в мире традиционные газеты и журналы, телевидение или их эпоха уже прошла, длятся уже давно. Лет 10-15 назад многие заявляли, что традиционные СМИ умерли, и авторы из Live Journal скоро забьют последние гвозди в крышку гроба журналистики.
Однако прошло совсем немного времени и уже Живой Журнал, казавшийся всемогущей и перспективной платформой, сам уходит в прошлое куда стремительней так и не вымершей до сих пор журналистики. А привычные СМИ, не без труда и потерь, но приспосабливаются под завоеванное соцсетями медиапространство, которое не является закрытой площадкой, которую блогеры привыкли считать своей. Это среда распространения контента, куда теперь смещаются и профессиональные издания, и профессиональные журналисты.
На проходившем еще в допандемийную эпоху медиафоруме «Планерка-2019» большинство спикеров предрекали, что все идет к тому, что средства массовой информации должны и будут развивать собственные каналы на интернет-платформах. И многие эксперты были единодушны во мнении, что отдельно взятым журналистам нужны собственные блоги, с помощью которых они не только смогут привлечь внимание к своим работам, но и рекламировать издания, в которых работают.
Казалось бы, любой пользователь может запустить в социальных сетях собственный канал, получить популярность, набрать аудиторию и стать трендсеттером – властителем дум и сердец. Но все же профессиональный журналист лучше разбирается в информационной повестке, имеет опыт, индивидуальный стиль и собственные источники – а все это весьма ценится даже самыми избалованными и пресыщенными читателями.
Так что, журналисты не согласны уходить в небытие, они просто станут отчасти блогерами – пишущими и снимающими. А последним придется серьезно потесниться.
Точнее, уже приходится, потому что профессиональные журналисты Кабардино-Балкарии давно и серьезно освоили интернет-пространство. Достаточно вспомнить блоги и публикации Арсена Булатова, Виктора Котлярова, Аркадия Кайданова, Олега Лубана, Ибрагима Гукемуха, которых ждали, обсуждали и «шерили».
Приятно, что помимо «зубров» профессиональной журналистики блогинг успешно осваивают и представители младших поколений, причем девушки, знакомство с которыми с этого номера мы начинаем с корреспондента газеты «Нальчик», преподавателя КБГУ, кандидата филологических наук Марины Битоковой. Ее можно называть одним из самых опытных и универсальных блогеров республики, работавших практически на всех популярных платформах, уже в 2013 ставшей обладателем премии «Прометей» в номинации «Лучший женский блог». А благодаря своей многолетней деятельности в качестве рецензента на «Кинопоиске» Битокова давно пользуется заслуженным уважением и признанием и за пределами регионального интернет-пространства.
Сейчас Битокова автор канала «Вечерний ветер» t.me/marie_bitok, неоднократно признававшегося в опросах республиканского телеграм-коммьюнити самым лучшим, содержательным и интеллигентным.
А начиналось все более десяти лет назад: «Мой первый блог – ЖЖ «Вечерний ветер в деревьях» – создан 23 июля 2011 года. С тех пор я его не забрасывала, хотя активность явно снизила. Продолжаю выкладывать там свои статьи, отзывы, рецензии, поскольку он остается для меня самой удобной формой каталогизации.
После ЖЖ долго не пыталась создать самостоятельный блог (страницы в соцсетях не в счет), вплоть до появления телеграм-каналов. Создала свой почти два года назад – в ноябре 2019, и он называется почти так же, как блог – «Вечерний ветер», в обоих случаях источником стала строка стихотворения Ф. Гарсиа Лорки, которая, пожалуй, лучше всего воплощает для меня представления о полной гармонии. Темы тоже сходятся: отзывы на фильмы, рецензии на книги, новости литературы и культуры, кадры из моих поездок по селам – рубрика «Сельский репортер», могу позволить себе выложить стихотворение и цитату, но стараюсь не перебарщивать: такого тиражируемого контента и без меня предостаточно.
Еще мои блоги объединяет то, что я не гонюсь за количеством подписчиков, и даже редко что-то целенаправленно делаю для раскрутки и рекламы. Возможно, по-блогерски это неверная стратегия, но мне важно, чтобы человек заходил почитать мой канал, потому что ему действительно интересно и нравится.
Зачем мне блог? Сложно ответить как-то однозначно: здесь и журналистская привычка к изложению своих мыслей и точки зрения, и желание поделиться той или иной информацией, и необходимость «каталогизировать» впечатления, и вообще блог (или канал) – это отличный способ сбора и хранения каких-то важных вещей. В последнее время, с тех пор как я преподаю, использую канал и в прагматических целях – выкладываю там наработки для будущих занятий, важные статьи или рекомендации для студентов».
И свои собственные статьи, опубликованные за время работы в разных изданиях – вероятно, еще одна, немаловажная причина для журналистов, которые могут поделиться своими архивами с широким кругом фолловеров и читателей.
А с прочими причинами того, зачем профессиональные журналисты заводят блоги, с нами поделятся другие герои в следующих номерах.