До ЕГЭ осталось…

Окончание. Начало в №15

АПЕЛЛЯЦИЯ (окончание)
 Чем еще может удивить и огорчить вас процедура апелляции? Тем, например, что вы можете столкнуться с несовершенством оценочной системы и не сможете это доказать. Это не касается точных наук. Здесь как раз все намного проще: есть цифра, есть формула, есть один вариант ответа. С тестовой частью работ по гуманитарным предметам тоже все вроде ясно: требуется конкретный ответ на конкретный вопрос. А вот та часть работы, где требуются ответы в жанре сочинений, может стать вашей большой проблемой. В первую очередь это, конечно, касается экзамена по литературе. Немного личного опыта с предысторией. Литература у нас сыном была как раз тем предметом, за который мы были спокойны. Мы «решали» тестовые задания с ним «на скорость», мы постоянно писали и обсуждали сочинения, мы соревновались в их написании – кто лучше, кто глубже раскроет тему, приведет больше аргументов и уместных цитат. Причем заранее оговорив: никаких скидок на то, что он – 16-летний школьник, а я – журналист с 30-летним стажем, не будет. Вот честно, я бы даже не удивилась, если бы он стал первым в нашей республике стобалльником по литературе, настолько я была уверена в его подготовленности. 68 баллов на экзамене стали для нас обоих шоком. Конечно же, мы подали на апелляцию. Так как экзамен этот у выпускников не популярный, ни толпы, ни нервозности на апелляции не наблюдалось. Приняли нас очень доброжелательно, рассказали и показали, что в тестовой части сын не сделал ни одной ошибки и получил за нее максимальный балл. А вот по поводу сочинений… «Они оцениваются строго по критериям», – объяснили нам. Для нас это не было новостью. Но если такой критерий, как «следование нормам речи» все-таки предполагает какие-то правила и каноны языка, единые для всех, то критерии «глубина суждений» и «убедительность аргументов» – достаточно субъективные. Вы можете быть абсолютно уверены в том, что полностью раскрыли трагичность судьбы Печорина, что привели в своем ответе глубокие и убедительные аргументы. Но если с этим не согласен экзаменатор (которого, к слову, вы никогда не увидите и не узнаете, как и он вас) – вы ничего не докажете. Вы не докажете это, даже если вы – профессор филологии, а экзаменатор – школьный учитель, даже если вы приведете сотню убедительных аргументов, я подозреваю, что даже в том случае, если вы – автор разбираемого произведения. Эта заочная, причем односторонняя, «битва мнений», когда все твои аргументы разбиваются о железобетонное «а экзаменатор посчитал так!», совершенно бессмысленна. Поверьте, я пыталась. Мне сочувствовали, со мной соглашались, сыну даже повысили оценку «на целый балл», но каждый из нас остался при своем мнении. Налицо был тот самый «человеческий фактор» – непредсказуемый и непобедимый. Те, кому предстоит сдавать гуманитарные предметы с ответами в жанре сочинений, должны быть готовы к этому. Хотя бы для того, чтобы подобное не стало для вас шоком, непониманием, обидой.
 Кстати, с «простой» – тестовой – частью работы надо тоже быть предельно внимательным. Не только подготовленным, а именно внимательным. Бездумный «компьютерный фактор», как и думающий человеческий, может сыграть с вами злую шутку. Экзаменаторы ЕГЭ рассказывали мне примеры, которые можно было бы назвать курьезными, если бы речь шла не об итоговой аттестации. В одном случае компьютер принял маленькую крошку шоколада (единственная разрешенная еда на ЕГЭ) за точку над буквой «и», «опознал» ее как «й» и засчитал как ошибку. В другом – нечетко написанную букву «н» – за букву «к» и тоже посчитал ответ неправильным. То, что таких слов в русском языке вообще не существует, для компьютера не аргумент. Так что будьте внимательнее и аккуратнее. Тем более что, как утверждают члены комиссии, тестовая часть работы не подлежит апелляции.

ВЫБОР ВУЗА
 Искренне завидую тем родителям, чьи дети с детства знают, кем хотят стать, «когда вырастут». Знаете, есть такие, которые чуть ли не с первого класса готовят себя к выбранной профессии, часами занимаясь, готовясь и зная все и немного больше про тот вуз, в котором будут учиться. Однако это скорее исключение, чем правило. В большинстве случаев выбор и вуза, и будущей специальности выпускника входят в негласные родительские «права и обязанности». Конечно, это обсуждается на семейном совете, конечно, с привлечением самого «главного героя». Возможно, это особенности местного менталитета, но в последние лет двадцать я не встречала детей, которые бы выбрали специальность и вуз наперекор родителям. 
 Итак, вы определились – пусть не с вузом и специальностью, а хотя бы с направлением будущей профессии: точные, гуманитарные или естественные науки. В начале календарного года ученики 11-х классов уже должны определиться с выбором предметов, по которым они будут сдавать ЕГЭ. Русский и математика – обязательные. Еще один или два предмета выпускники выбирают «для поступления», то есть те, которые будут требовать в выбранном вузе на выбранную специальность. Если вы не из тех молодых людей, о ком я написала в начале этой главы, то послушайте моего совета: сдавайте максимальное количество ЕГЭ! То есть, кроме двух обязательных, берите еще три-четыре «по выбору». Шесть экзаменов – это максимум, больше вы не сможете сдать просто потому, что экзамены начнут «наслаиваться» друг на друга, будут совпадать дни их проведения. Для чего это надо? Дело в том, что вузы сами определяют, экзамены по каким предметам им нужны для поступления на каждую специальность, и в разных вузах эти предметы могут быть разными. К примеру, одни педагогические вузы требуют, кроме русского языка и «специальности», обществознание, другие – историю. На одну и ту же специальность в разных технических вузах у вас могут потребовать экзамен или по физике, или по информатике. Похожие истории могут произойти на специальностях «филология», «лингвистика», «социология», «регионоведение» и многих других. Запомните, если вы выбрали специальности в одном или двух вузах и точно знаете, с какими ЕГЭ туда можно подавать документы, это не значит, что эти же ЕГЭ понадобятся вам на эту же специальность в другие вузы, если вдруг по каким-то причинам вы передумаете поступать в уже выбранный. Я знаю нескольких выпускников, оставшихся «за бортом» бюджетного обучения именно по этой причине – в выбранный вуз недобрали баллов, а в «резервный» даже не смогли подать документы – не было нужных ЕГЭ. «Шесть экзаменов! Это же такая нагрузка, такой стресс!» – возмутятся родители. Послушайте, и три экзамена – стресс, так какая уже разница – парой больше или меньше! А вот не поступить в вуз по такой глупой причине, как «была возможность сдать экзамен, но я не стал» – это действительно стресс. «Мой не сдаст, у него репетиторы только по трем предметам!» – еще один аргумент родителей против пяти-шести ЕГЭ. Выскажу личное мнение, проверенное опытным путем. Для того чтобы сдать ЕГЭ «на тройку» – на 40-50 баллов – хватит обычной школьной программы, без всяких дополнительных занятий и репетиторов. А если все-таки ваше чадо не сдаст и получит «двойку»? Жаль, конечно, но это совершенно не повлияет ни на аттестат, ни на сертификат. Неудовлетворительная оценка за необязательный предмет не выставляется в сертификат. Он будет выглядеть так, как будто школьник этот предмет вообще не сдавал. То есть никто даже не узнает о вашем «провале», если для вас это так важно.
Согласно нормам Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» вузы самостоятельно определяют пороги по всем учебным предметам для приема в вуз, если минимальное количество баллов ЕГЭ не установлено учредителем такой образовательной организации. Они не могут быть ниже тех, что устанавливает Рособрнадзор, но выше – запросто. Еще недавно, каких-то два-три года назад, минимальное количество баллов ЕГЭ для поступления в подавляющем большинстве вузов, в т.ч. и в ведущих вузах страны, было «как велел «Рособрнадзор», т.е. действительно минимальным.
 Это было нелогично и создавало большой объем работы приемным комиссиям. Чтобы поступить в «топовые» вузы Москвы и Санкт-Петербурга, надо иметь как минимум 230-240 баллов за три экзамена, документы же принимали и у тех, кто имел 150-160 баллов, и даже меньше. Сейчас ситуация изменилась. Для того чтобы даже не поступить, а просто подать документы в хороший российский вуз «с репутацией», надо иметь не менее 60-70 баллов по каждому из трех необходимых для поступления предметов. Причем, как правило, речь идет и о бюджетном обучении, и о коммерческом.
 Кстати, немного про обучение на коммерческой основе. Меня всегда удивляло, когда спрашивали, «на бюджете или на коммерции» учится мой сын. Дело в том, что поступление в вуз на платной основе в нашей семье даже не рассматривалось. Решили так: не получится поступить в нормальный вуз на дневное бюджетное – идешь в колледж. По моему глубокому убеждению, платить за образование можно только тогда, когда не платить нет возможности законодательно. То есть, вы получаете второе высшее, например, или хотите, нет, не так – мечтаете! – учиться в вузе, где вообще нет бюджетного обучения. Возможен еще один вариант: вы недобрали несколько баллов на специальность своей мечты в вуз, о котором грезили много лет. За мечту заплатить не возбраняется, тем более, если вы сделаете все, чтобы отличной учебой заслужить перевод на бюджетное обучение. Не раз приходилось слышать от родителей: «Да ладно, пусть сейчас поступит на коммерческое, а потом можно второе высшее и бесплатно получить, по закону же одно высшее образование бесплатно». Да, молодежь сейчас часто одним высшим образованием не ограничивается, и это похвально. Но учтите, по закону вы имеете право на получение бесплатного высшего образования не «только один раз», а «только первый раз». Чувствуете разницу? Получив первое высшее «за деньги», все остальные, будь их хоть десять, вы тоже сможете получить «только за деньги».
 Еще один совет: внимательно изучите, сколько баллов и за какие индивидуальные достижения начисляется в выбранном вами вузе. Тут тоже каждый вуз действует на свое усмотрение. Интересоваться этим желательно как минимум за год до поступления. Дело в том, что многие вузы начисляют баллы за участие в олимпиадах и конференциях, которые проводят сами или которые проходят в том регионе, где находится вуз. Есть шанс, что у вас будет возможность поучаствовать в таких олимпиадах, победить в них и набрать какое-то количество баллов. 
 Дополнительные баллы выставляются также за аттестат с отличием, итоговое сочинение, золотой значок ГТО и т.д. И пусть я буду «Капитан Очевидность», но все равно скажу: постарайтесь набрать дополнительных баллов по максимуму, используя любые (законные, конечно!) возможности. Второй год не могу забыть душераздирающей картины: у дверей приемной комиссии рыдала абитуриентка. Она недобрала на бюджет двух баллов. Четыре зачисленных абитуриента, оказавшиеся в списке на зачисление выше, имели меньше баллов по всем трем необходимым ЕГЭ, но больше баллов по рейтингу за счет «индивидуальных достижений». А вы говорите «ЕГЭ решает все…». Иногда не все, к сожалению…
 Итак, до ЕГЭ осталось… В общем, сколько бы вам ни осталось до ЕГЭ – один месяц или три года, это время у вас есть. Для кого-то его хватит, чтобы основательно подготовиться, а для кого-то, чтобы хотя бы просто перестать трястись и ныть: «Ой, я не сдам!» Поверьте, не так страшен черт…
 И еще: давайте обсудим ЕГЭ, поступление, выбор будущей профессии вместе. Спрашивайте о том, что вас интересует, мы постараемся найти ответы на ваши вопросы. Делитесь опытом – как готовились к ЕГЭ, как сдавали, как выбирали вуз. Возможно, и ваш личный опыт окажется кому-то полезным.

 

Гюльнара Урусова.

Свежие номера газет Советская молодежь


19.04.2017
12.04.2017
05.04.2017
30.03.2017