30 июня, 2022 - 15:32
Эта необычная выставка знакомит жителей КБР с творчеством уникальной художницы Лидии Узеевой, вышивающей свои картины полудрагоценными камнями. Жившая в Татарстане, а теперь вслед за мужем переехавшая в Нальчик, она показывает в Кабардино-Балкарии свои работы впервые. До этого несколько выставок художницы состоялись в Москве, одна – в Геленджике. Председатель Союза художников КБР Жанна Канукова на открытии выставки рассказала, что была потрясена, когда Узеева пришла в конце прошлого года в Союз и показала свои работы: «Удивительное чувство цвета, великолепный вкус!»
Сюжеты работ разнообразные: орнаменты, натюрморты, изображения людей и животных, лики святых. Когда Узеева только начинала вышивать камнями, ее увлекло создание икон. И первой стала выставленная здесь же Казанская Божья матерь. Все делалось по правилам: перед тем как начать работу, мастерица шла за благословением в церковь Альметьевска, где тогда жила, а готовую икону несла освящать. Однако через некоторое время перестала вышивать лики: «Изображением святых должны заниматься иконописцы!»
Творчеством выпускница московского Института нефти и газа им. И. Губкина, по специальности инженер-экономист, занялась около десяти лет назад. С тех пор ею созданы десятки картин из самоцветов, пять из них подарены. Но не продала Лидия ни одной, несмотря на многочисленные просьбы восхищенных зрителей, поскольку каждая вышивка – любимая, каждая ей дорога. О себестоимости полотен художница говорить отказывается: это ее секрет. Однако Узеева охотно рассказывает, что для своих картин выбирает только лучшие материалы, и это себя оправдывает: «Итальянский и французский натуральный бархат, у которого шелковая или хлопковая основа, стоит очень дорого, но зато имеет прекрасную фактуру и глубокий цвет. Стекло на вышивках – американское, музейное. Оно тоже весьма дорогое, но не бликует, а подойдя к картине, вы увидите именно картину, а не свое отражение. Багет я использую итальянский».
Полудрагоценные камни Лидия покупает в Москве, куда они приходят из Индии. «Мне повезло, я до подорожания успела запастись мелким жемчугом. Очень требовательно отношусь к качеству материалов, но зато мои картины гарантированно не рассыплются как минимум 500 лет», - объясняет художница. Бисер, по ее признанию, она практически не использует – по сравнению с камнями он неинтересен.
Лидия рассказала, что иногда вышивки ведут себя как живые существа, причем с характером. «Однажды я начала вышивать картину в подарок дочери. Затем работу отложила: что-то другое захотелось сделать побыстрее. И – мистика: ничего делать не могла, работа не шла. И только когда я закончила отложенную вышивку, стали получаться остальные», - рассказывает художница.
За то время, что она живет в Нальчике, Лидия изготовила около 20 работ, и одна из них – вышитое изображение Эльбруса.
Генеральный директор Нацмузея КБР Феликс Наков, открывая выставку, сказал: «Для меня полная неожиданность, что с помощью этих материалов можно выполнить работы на такие темы. Религия, эпос, сказания, прогулки в глубину веков. И насколько все это современно и актуально!». Директор Республиканского центра народных художественных промыслов и ремесел Аслан Урусов отметил, что раньше подобного не видел: «Слов нет, только мурашки по коже». Представляющий министерство культуры КБР народный художник республики Анатолий Жилов заметил, что работы выполнены «тонко, набросочно», а автор обладает великолепным вкусом.
Главным героем вернисажа, естественно, была сама художница, но не меньшим успехом пользовался ее супруг, Михаил Узеев, который с самого начала помогает ей, чем только может. «Она, когда работает, ничего не видит и не слышит. Но я вижу, как у нее при этом горят глаза, и все остальное уже не имеет значения. Она смогла увлечь и меня, мне тоже это интересно! С тех пор, как начала вышивать, Лидия стала спокойнее, уравновешеннее. Я благодарен судьбе, что в нашей жизни есть ее увлечение и рад, что у нее получается», - сказал Михаил, добавив, что перед выставкой волновался больше всех. Может, даже сильнее Лидии…
Узеева, в свою очередь, поблагодарила Минкульт КБР, Нацмузей, его сотрудников и особенно – Накова, который устраивает в музее «такие разнообразные выставки». «Спасибо за хорошие слова, спасибо горожанам, которые оставили свои дела и пришли посмотреть на мои работы. Я понимаю, что многое мне было сказано авансом», - сказала мастерица.