29 мая, 2024 - 11:25
Самый молодой театр республики, причем действующий на общественных началах, уже получил заслуженную популярность. Его постановки – это соединение древних традиций и современных технологий, спектакли во всех техниках теневого театра и сочетание его с драмой, анимацией, элементами кукольного театра.
«Хроники Нарнии» – это серия фэнтези-повестей британского писателя, ученого и богослова Клайва Стейплза Льюиса. Преподаватель истории литературы из Оксфорда, организовавший вместе со своим другом Джоном Рональдом Руэлом Толкином кружок христианских писателей, в годы Второй мировой войны принимал в своем сельском доме детей, эвакуированных из Лондона. Оксфордский профессор пытался найти общий язык с напуганными девочками, сочиняя для них сказки, которые и подтолкнули его к началу «Хроник Нарнии».
Впервые изданные в пятидесятых годах хроники состоят из 7 повестей, самая известная из которых «Лев, колдунья и платяной шкаф». Произведения посвящены приключениям детей из реального мира в волшебной стране Нарния, населенной магическими существами и говорящими животными. Книги содержат многочисленные отсылки к библейским и мифологическим сюжетам. «Хроники Нарнии» неоднократно адаптировались в кино, театре и на телевидении, признаны классикой детской литературы.
Потому намерение поставить столь сложное и знаменитое произведение представляло собой достаточно масштабный вызов для театра и его основателя и руководителя Евгении Толстовой. Сама заслуженная артистка КБР, уже давно получившая статус креативного детско-юношеского постановщика, признает, что на всех этапах создания спектакля ее полноправным партнером была дочь. Молодой режиссер и актриса, выпускница Северо-Кавказского государственного института искусств Мария Толстова является автором сценария, режиссером и монтажером визуальных эффектов, декоратором; она подбирала музыку, играла и озвучивала одну из главных ролей и каким-то волшебным, по- настоящему нарнийским образом успевала сыграть в массовке.
Впрочем, определение «каким-то волшебным образом» можно применить ко многим аспектам спектакля. Например, к срокам его работы. Сценарий был дописан в последние дни января, и менее чем через пять месяцев премьера была готова. Завершающий репетиционный период на сцене Музыкального театра, где и состоялась премьера, проходил по вечерам до полуночи. Евгения Анатольевна выразила особую благодарность руководству Музыкального и Русского театров, предоставивших такую возможность. И.о. директора РГДТ им. М. Горького Юрий Балкаров еще и предоставил видеопроектор, без которого спектакля просто не было бы.
И, конечно, сама премьера была полна волшебных сюрпризов, начинавшихся прямо на входе, где билетерами выступали три очаровательных дриады явно эльфийского происхождения.
А что происходило на сцене – лучше увидеть своими глазами! Появления и исчезновения, нарастающие «наезды» теней, при которых зрителю кажется, что персонаж идет прямо на него, нарушения законов физики, когда актеры заходят в один угол и через наносекунды выходят переодетыми из другого угла – и нет, вращающаяся сцена в спектакле задействована не была – спецэффекты, причем множество явно не компьютерного происхождения. А настоящий кентавр, непринужденно прошедший по сцене и вызвавший бурю эмоций! Ноу-хау этого эпизода режиссер так и не раскрыл, оставив крошечную надежду не только маленьким зрителям, что кентавры все-таки существуют!
В продолжение темы маленьких зрителей нельзя не заметить, что автор этих строк впервые слышал, как дети младшего дошкольного возраста по собственной инициативе кричали: «Браво!» И малыши отдавали должное не только зрелищности «Хроник Нарнии», но и талантливо исполненной как профессиональными актерами, так и юными артистами истории о верности и предательстве, искуплении и самопожертвовании, и, конечно, вере в чудо.