15 декабря, 2021 - 11:06
«В оцепенении весь спектакль... Невероятные эмоции». Подобных статусов и постов в мессенджерах и соцсетях было немало после премьеры спектакля «Дело Раскольникова» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», состоявшейся 10 декабря в Русском государственном драматическом театре имени М. Горького.
Достоевский, как известно, никогда не писал пьес. Тем не менее его творчество всегда вызывало интерес у деятелей театра. И наибольшее внимание неизменно привлекал роман «Преступление и наказание».
В декабре 1871 года Федор Михайлович получил письмо от княжны Варвары Оболенской с просьбой разрешить ей переделать роман в драму для представления в императорских театрах.
В ответном письме Достоевский дал неоднозначное согласие, указав: «Есть какая-то тайна искусства, по которой эпическая форма никогда не найдет себе соответствия в драматической.
Я даже верю, что для разных форм искусства существуют и соответственные им ряды поэтических мыслей, так что одна мысль не может никогда быть выражена в другой, не соответствующей ей форме.
Другое дело, если вы как можно более переделаете и измените роман, сохранив от него лишь один какой-нибудь эпизод, для переработки в драму, или, взяв первоначальную мысль, совершенно измените сюжет…»
Спустя 150 лет режиссер спектакля, народный артист КБР Юрий Балкаров и инсценировщик, заслуженная артистка КБР Элеонора Мамаладзе представили свою постановку, выполненную в собственном видении, но с опорой на мнение Достоевского.
Взяв в основу ограниченное количество событий и персонажей (к примеру, в инсценировке полностью отсутствуют такие масштабные герои, как Мармеладов и Свидригайлов), Балкаров и Мамаладзе, тем не менее, смогли сохранить ключевые темы, затронутые автором в романе.
Чуть более чем за час динамично разворачивающегося действия в «Деле Раскольникова» зрителю пришлось размышлять о вопросах веры и неверия, вины и прощения, человечности и бесчеловечности, самомнения и жертвенности.
Нашлось место и жанровому разнообразию: инсценировка Мамаладзе и Балкарова представляет собой и трагедию, и драму, и детектив, и психологический триллер с элементами черного юмора.
Замечательно придуманы и введены в спектакль Люди/Тени (Ислам Канкулов, Заур Нагоев) и Черный Человек в исполнении Расула Кодзева (он также сыграл Лужина). Они символизировали и мысли Раскольникова, и его внутренний голос, и выступали в качестве змеев-искусителей и обличителей. Их антагонистом, олицетворяющим любовь, сострадание, понимание и помощь, является Сонечка Мармеладова, нежно и выразительно воплощенная Екатериной Поповой. Хорош ход и с введением матери (Татьяна Карнаухова вот уже второй раз в этом году после спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» блистает в этом амплуа), и сестры Раскольникова (Фатима Кушхова). Сыгранный, как говорится, «до мурашек», многообещающим молодым дарованием Алимом Сибековым Раскольников, тем не менее, получает достойного конкурента за место главного героя – это прекрасный Порфирий Петрович в исполнении Аскера Шукова. Но все же действительно главным персонажем всей этой истории предстает созданный художником-постановщиком Петром Мамбетовым и главным художником Рузанной Дацирхоевой Петербург. Неслучайно типичная петербургская парадная занимает центральное место на сцене на протяжении всего действия, разворачивающегося на фоне пронзительной музыки Артура Варквасова.
И Петербург, пожалуй, здесь единственный герой, не являющийся одновременно и жертвой, коих здесь много. Но самых главных две – старушка-процентщица Алена Ивановна (великолепная работа Раисы Тубаевой) и обычно находящийся на периферии зрительского внимания Миколка (Рустам Дорогов). Авторы спектакля смогли обратить внимание на этого второстепенного персонажа и заставить задуматься над его судьбой. А полицейского Аскера Налоева так и вовсе можно назвать мини-бенефисом актера.
Да, Балкаров и Мамаладзе, у которых никогда не бывает проходных персонажей, потому что они отличаются любовью и ко всем задействованным у себя артистам, и к воплощаемым ими образам, снова делают это – снова заставляют остановиться и подумать о жизни и людях.