15 декабря, 2021 - 10:58
Охрана зрения, включая борьбу со слепотой, относится к числу важных медико-социальных проблем, что обусловлено не только уникальной ролью зрительного анализатора в познании и преобразовании мира, но и высокой распространенностью патологии органа зрения. Так, по статистике Минздрава 2018 года у 20,7 миллионов россиян диагностированы болезни глаз (у каждого 7-го жителя страны), а в мире проблемы со зрением имеют 290 млн человек, из которых 40 млн – полностью незрячие.
Согласно приказу Минтруда России от 27.08.2019 №585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций глаза и его придаточного аппарата, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при осуществлении медико-социальной экспертизы основывается на характере и степени выраженности имеющихся нарушений сенсорных (зрительных) функций, основными из которых являются острота зрения и поле зрения. Выделяют 4 степени нарушения функционального состояния зрительного анализатора: незначительные (I степень, оценивается в диапазоне 10-30%, группа инвалидности не устанавливается), умеренные (II степень, 40-60%, соответствующие 3-й группе инвалидности), выраженные (III степень, 70-80%, соответствующие 2-й группе инвалидности) и значительно выраженные (IV степень, 90%, соответствующие 1-й группе инвалидности). Данная степень оценивается по состоянию функции лучше видящего (или единственного) глаза с оптимальной его коррекцией. Учитываются также и другие факторы патологического процесса: форма и стадия течения, активность заболевания, время наступления зрительного дефекта, вид и особенности коррекции (очковая, контактная, интраокулярная).
Следует отметить, что наличие неблагоприятного или сомнительного (с тенденцией к неблагоприятному) клинического и реабилитационного прогноза, даже на фоне временно сохранных функций органа зрения (в частности, при онкозаболеваниях), может служить основанием для определения инвалидности.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Политические и социально-экономические преобразования, произошедшие в последнее десятилетие в России, обусловили принципиальные изменения в социальной политике государства по отношению к инвалидам, способствовали формированию новых подходов к решению проблем инвалидности и социальной защиты инвалидов. Применение тифлотехнических средств наряду с другими реабилитационными мероприятиями для слепых и слабовидящих формирует предпосылки для достижения равных (со зрячими) возможностей и равных прав для получения общего и профессионального образования, разностороннего развития, повышения культурного уровня, развития творческих возможностей незрячих, их активного участия в современном производстве и общественной жизни общества.
Постановлением правительства КБР от 17.08.2016 №156-ПП был утвержден Перечень технических средств реабилитации (ТСР), предоставляемых инвалидам за счет средств республиканского бюджета КБР (при их отсутствии в Федеральном перечне, утвержденном распоряжением правительства РФ от 30.12.2005 №2347-р), и Порядок их обеспечения. Действие Порядка распространяется на инвалидов из числа граждан РФ, постоянно проживающих в КБР, за исключением граждан, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Для инвалидов «по зрению» в вышеупомянутый Перечень включены следующие ТСР:
- нетбук (ноутбук) с программой речевого экранного доступа и мобильный телефон с речевым выходом для инвалидов по зрению I группы, детей-инвалидов, обучающихся в государственных и муниципальных организациях высшего образования или профессиональных образовательных организациях, в 7-11 классах общеобразовательных организаций, а также инвалидов по зрению из числа работников интеллектуального труда;
- прибор для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля (18-строчный), грифель для письма по Брайлю, бумага специальная для письма по Брайлю для инвалидов по зрению I группы (дети-инвалиды с 7-летнего возраста);
- прибор для письма плоским шрифтом, нитковдеватель для инвалидов по зрению;
- прибор для измерения уровня сахара крови с речевым выходом (глюкометр), тест-полоски для глюкометра для инвалидов по зрению I группы, страдающих сахарным диабетом.
Обеспечение инвалидов ТСР, предусмот-ренными Перечнем, осуществляется в соответствии с рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА), и настоящим Порядком на безвозмездной основе.
Экспертный состав №1 смешанного профиля ФКУ «ГБ МСЭ по КБР»