28 октября, 2023 - 13:59
Это была очень сильная шестерка лауреатов – до финала регионального этапа конкурса «Учитель года» дошли шестеро педагогов из Урванского, Зольского, Баксанского районов, городов Баксан и Нальчик. Пока подсчитывали баллы за все задания, жюри бурно спорило о кандидатах на победу и призерство. Мнения разделялись, но в одном все были единодушны – такой сильной шестерки последние лет десять не было точно. Тогда же и родилась идея написать обо всех шести лауреатах конкурса в нашей постоянной рубрике «Портрет на фоне школы». До конца этого года, объявленного Годом педагога и наставника, мы познакомим вас со всеми учителями, вышедшими в финал регионального конкурса «Учитель года» – все они заслуживают внимания и интереса, все профессиональны и талантливы.
Мы уже познакомили наших читателей с двумя представителями «великолепной шестерки» – учителем физики лицея для одаренных детей ДАТ «Солнечный город» Эльдаром Суйдюмовым и учителем информатики и ИКТ нальчикской СШ №9 Олегом Кочетовым. Сегодня мы познакомим вас с учителем истории кишпекской школы им. В.М. Кокова Азаматом Шаовым.
Всезнающий интернет пишет про Азамата Руслановича не как про учителя, а как про археолога. У него ученая степень, научные статьи, археологические экспедиции, раскопки… Конечно же, я хочу объяснений, и первое, что спрашиваю при встрече: так учитель или археолог? Вот так прямо и безапелляционно, пусть человек определится, наконец, и ответит!
- Почему «или»? – удивляется он. – Мне вполне удается совмещать обе эти профессии. Более того, я не представляю себя только в одной из них, мне нужны обе, так я чувствую, что живу в гармонии.
- Но они же такие разные…
- Вовсе нет. Я преподаю историю как теоретик, и я могу дотронуться до истории как практик. Я совмещаю теорию с практикой, они прекрасно дополняют друг друга. И выбором обеих профессий я обязан своим учителям. Нет, сначала, пожалуй, все-таки маме. Одна из лучших учениц кишпекской школы, где я работаю сейчас, она окончила ее с отличием, поступила в университет на специальность «экономика» и всю мою жизнь с детства говорила мне, как важно человеку быть образованным, начитанным, интеллектуальным. Так что я с младших классов очень тянулся к знаниям. Кроме того, мне необыкновенно повезло: всю мою жизнь у меня были самые лучшие учителя – и в школе, и в университете.
- Что в вашем понимании «хороший учитель»? Или «лучший учитель»?
- Человек, с которого хочется брать пример, на которого хочется быть похожим. Причем во всем – иметь такие же глубокие знания, доброе сердце, легкий характер, хорошее воспитание, да в конце концов, даже внешне быть ему под стать – опрятным, интересным, красиво одетым. Я учился в Заюковской средней школе, и там было немало таких учителей, от которых мы, школьники, были в восторге.
Когда я учился в классе седьмом, наверное, к нам из Тырныауза приехал учитель истории Юрий Хасанович Гонгапшев. В то время я больше склонялся к предметам естественно-научного цикла, но с приходом Юрия Хасановича мои, да и не только мои, интересы поменялись – мы все влюбились в историю и были в восторге от нового учителя. Он первый показал нам, что быть учителем это очень интересно, это даже захватывающе! Мы ходили с ним в походы, ставили спектакли… Да, в нашей школе он организовал детский театр «Новая волна», и очень быстро мы даже начали «гастролировать» – ездили со спектаклями в районный центр, в Нальчик, в Пятигорск. Театр нас, кстати, многому научил – красиво говорить, не бояться выступать перед аудиторией, любить литературу, но еще большему нас научил наш Юрий Хасанович. Говорят же, что труд учителя оценивается по достижениям его учеников. Среди выпускников Гонгапшева было немало тех, кто поступил в Северо-Кавказский институт искусств и сейчас играет в труппах местных театров, есть и те, кто, как и я, увлекся историей. Но даже не это главное, а то, что он нас правильно воспитывал, прививал правильные и нужные ценности в жизни, он хотел видеть нас достойными людьми, и, думаю, у него это получилось.
Потрясающе сильный педагогический коллектив был и есть в КБГУ, на специальности, где я учился. Это люди, не только увлеченные наукой, но и глубоко порядочные, как раз те, на которых хочется равняться, то есть по-настоящему хорошие, лучшие учителя. Я рад, что учился у таких педагогов, как Петр Абрамович Кузьминов, Хамитби Борисович Мамсиров, Мадина Анатольевна Текуева, Руслан Жамалдинович Бетрозов. Профессора Бетрозова уважали, а студенты любили, несмотря на то, что он был довольно-таки строгим преподавателем, если не сказать жестким. Но даже те, кто был отчислен из университета за «неуд» по его предмету, относились к нему с большим уважением – он не только имел энциклопедические знания, но был очень справедливым и честным. Именно благодаря ему я начал заниматься археологией как наукой, ездить в экспедиции и полюбил археологию. Я не скрываю, что хотел бы стать для кого-то таким же преподавателем, как для меня были Гангапшев и Бетрозов – примером для подражания, хотел бы так же, как они, уметь увлечь, заинтересовать, воспитать хороших людей, делиться тем, что есть у меня – знаниями, искренним интересом к науке.
- Очень много в последнее время говорится об ответственности педагогов за воспитание детей, но мне кажется, что не стоит уж так активно перехватывать эту обязанность у родителей, первое и главное воспитание – в семье. Не согласны?
- Согласен! Но только в том случае, когда у родителей, у старших в семье хватает времени, сил, возможностей на воспитание ребенка. А если родители работают с утра до вечера, у мамы после работы хватает сил только приготовить ужин и какими-то домашними делами заняться. Далеко не все родители проводят со своим ребенком полдня почти ежедневно, как школьные учителя. Дети весь световой день зачастую проводят со своими педагогами – школа, «продленка», дополнительные занятия, кружки и секции, репетиторы. Вот так и получается, что дети больше общаются с педагогами, а не с родителями. Поэтому ничего удивительного в том, что их воспитанием занимаются педагоги, тоже нет. Да, я искренне считаю это своей обязанностью – заниматься воспитанием вверенных мне детей. Образование, интеллект – это очень важно, не спорю, но все же важнее правильное воспитание. Я стараюсь привить своим ученикам эмпатию, умение слушать друг друга, понимать, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Увы, бывает, что они задают «грустные» вопросы: «Вот вы говорите важно образование, надо быть хорошим человеком, и тогда у тебя все будет хорошо, а вон Махмуд учился с двойки на тройку, кроме себя вообще никого не любит, а живет прекрасно – денег много зарабатывает». Я понимаю, что желание много зарабатывать вполне естественное, и я объясняю, что, если есть характер, воля и немного удачи, скорее много заработает образованный человек, чем необразованный. А хорошее, уважительное отношение к окружающим у тебя должно быть хотя бы просто потому, что ты человек. Ты должен жить в гармонии с окружающим миром и людьми.
- А вы живете в гармонии с этим миром?
- Да, ведь я занимаюсь любимыми делами. Вы даже не представляете, сколько людей на свете занимаются не тем, чем бы им хотелось – делают то, что не любят и не хотят. У меня нет «синдрома отличника» – делать что-то лучше всех, хоть через силу, через «не могу», но всех победить. Мне сегодня нравится учить и воспитывать детей – я занимаюсь этим. Если завтра мне это станет неинтересно – я уйду из школы. Можете считать, что у меня «синдром просто счастливого человека» – я занимаюсь тем, что мне интересно, тем, что я люблю. Мне нравится работать на раскопках, прикасаться к истории в буквальном смысле, изучать ее и делиться тем, что узнал с учениками. Нравится заниматься астрономией – это хобби, увлечение – не больше, но ведь это приносит радость! Как и ученики – особенно когда я вижу, что им искренне интересно то, чем я с ними делюсь.
- Бывают конфликты с учениками?
- Наверное, у всех педагогов они бывают, и в этом нет ничего страшного, главное – правильно выйти из них – с наименьшим негативом и наибольшей пользой. Я не терплю хамства, неуважения к ближнему и, если сталкиваюсь с подобным, никогда не промолчу. Но свою позицию постараюсь донести, не повышая тона. Это правда, что детей практически нельзя обмануть, они чувствуют в человеке – во взрослом человеке – плохое и хорошее. Несколько лет назад я преподавал историю в нальчикской школе №13, где директором был Асланби Аскерович Сабанов. Он мне как-то сказал: «Знаешь, Азамат, я не буду приходить на твои уроки, проверять тебя, контролировать, я лучше на перемене у детей спрошу, хороший ли учитель Азамат Русланович. Взрослый взрослого может обмануть, пыль в глаза пустить, а ребенка – не получится, они нас чувствуют безошибочно». Я с тех пор стараюсь с детьми быть честным и искренним. Я высказываю свою точку зрения, но готов выслушать и другую. Я, если затрудняюсь ответить на вопрос, честно говорю об этом, но стараюсь не оставлять их вопросы без ответов – обязательно найду и ответ, и решение проблемы.
- Вы преподавали и в городских школах, и в сельской, заметна разница между учениками городских и сельских школ?
- Несколько лет назад она была еще заметна – у городских детей всегда было больше возможностей получать информацию, но сейчас разницы я почти не вижу. В сельских школах преподают прекрасные учителя – новаторы, влюбленные в свою работу. В большинстве школ есть «Точки роста», отлично оборудованные классы, разные информационные технологии – то есть с каждым годом разница между селом и городом все больше сглаживается. Все больше выпускников сельских школ выбирают «городские» специальности для своей будущей профессии – архитектура, юриспруденция, IT-технологии, и успешно поступают в вузы. Заметьте, они выбирают профессии «с перспективой» – те, которые могут принести в будущем неплохой доход. И я ничего плохого в этом не вижу – лишь бы дело было по-настоящему любимым.
- А археологию, историю и педагогику не выбирают?
- И космонавтику не выбирают, как мы раньше. В детстве у кого ни спросишь, все хотели быть космонавтами. Но я уверен, что настанет и такое время, когда школьники захотят и в космонавтику, и в археологию, и в педагогику.