2 июня, 2023 - 15:32
Новость о том, что на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ, прошедшем в апреле в столице нашей республики, три старшеклассницы ДАТ «Солнечный город» Лия Хачетлова, Бэлла Бекулова и Иоланда Пакова стали победительницами, конечно, обрадовала, но мало кого удивила. Даже несмотря на то, что это пока беспрецедентный вариант – еще ни разу в числе победителей ВсОШ по одному предмету не было сразу троих наших школьников. Хотя вообще-то именно в олимпиаде по ОБЖ наши старшеклассники вот уже лет семь добиваются самых высоких результатов – победителями и призерами ее они становились не меньше десяти раз. Все они в основном из двух образовательных учреждений – нальчикской школы №5 и ДАТ «Солнечный город». И, как оказалось, педагоги «Солнечного города» Марат Шибзухов и Андрей Шипилов имеют самое прямое отношение к подготовке будущих победителей – целенаправленно занимаясь с ними и готовя к победам.
- На заключительном этапе Всероссийской олимпиады традиционно встречаются лучшие ученики, я бы даже сказал, лучшие из лучших, - рассказывает Марат Шибзухов, - чтобы представить уровень подготовки этих детей, достаточно знать, что готовят их не один год, для этого нужно два, а то и три года. Мы не исключение – своих тоже готовим не один год. Все три наши победительницы олимпиады-2023 занимались два года, готовясь к финалу. Олимпиада по ОБЖ достаточно сложна, там требуется немало знаний и умений, как в теоретической, так и в практической части. Тут и вязание индивидуальной страховочной системы, ориентирование на местности с определением азимута, подготовка пострадавших к транспортировке, надевание боевой одежды пожарного, снаряжение магазина патронами, стрельба по мишеням, метание гранат, подача сигнала бедствия и оказание первой медицинской помощи. Причем надо не только точно выполнить алгоритм действий, но и уложиться в заданное время. Работают ребята с реальным оборудованием, амуницией и боевой одеждой, используемой спасателями, военными и пожарными, в заданиях по оказанию первой медицинской помощи используются реалистичные манекены с визуальными и звуковыми сигналами и датчиками, имитирующие человеческое поведение в стрессовой ситуации. То есть, как вы понимаете, все достаточно серьезно и требует тщательной подготовки.
Мы каждый год набираем желающих участвовать в олимпиаде по ОБЖ и целенаправленно их готовим по всем этапам. И это необязательно только наши учащиеся, в рамках сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями мы готовим и ребят из других школ. В этом году перед финалом ВсОШ мы даже провели у нас учебно-тренировочные сборы, в которых, кроме наших школьников, приняли участие ребята из команд Московской области и Ямало-Ненецкого автономного округа. Так что мы довольно-таки тесно сотрудничаем и с другими регионами – как члены ассоциации преподавателей ОБЖ. Это плодотворное сотрудничество – у каждого из нас есть свой опыт, свои наработки, методики – есть чем поделиться.
Желающих принять участие в олимпиаде по ОБЖ немало, но вот только сложные тренировки и большое количество нагрузки при подготовке к теоретической части не все выдерживают, так что к финалу остается меньше половины. Да, в этот раз это девчонки – они оказались более упорными и целеустремленными, чем ребята. Для мальчишек это было нечто похожее на игру, а девчонки подошли к этому рационально: они были настроены именно на победу, которая дает им возможность поступить в престижные столичные вузы.
Честно говоря, мы больше всего переживали из-за стрессов, которые сопровождают любое подобное выступление – когда ты нацелен на победу, и на кону, возможно, твой шанс на поступление в вуз, даже не каждый взрослый справится… Но девочки наши молодцы, справились, не подвели!
Для одиннадцатиклассниц Лии Хачетловой и Бэллы Бекуловой уже прозвенел последний звонок, теперь «программа минимум, и она же программа максимум» – получить высокие баллы на ЕГЭ и поступить в вуз. У десятиклассницы Иоланды Паковой еще целый год учебы впереди, но потом точно такая же «программа минимум и максимум».
- Мы пока вуз и специальность не выбрали, - дружно признаются все трое. – Или Первый Московский медицинский имени Сеченова, или в Российский университет дружбы народов, на медицинский тоже.
- Девочки, что послужило главной мотивацией для участия в олимпиаде?
Лия:
- В первую очередь, это, конечно, то, что победа или призовое место в этой олимпиаде дают возможность поступить в хороший вуз, для этого, думаю, можно и какие-то трудности потерпеть.
- А много их было – трудностей – во время подготовки?
Бэлла:
- Наши педагоги очень много с нами занимались – три раза в неделю по 2-3 часа в спорт-зале или во дворе лицея, или в университете. И это только практические занятия, а ведь еще надо было теорию учить!
Лия:
- Даже мне, которая не один год занимается спортом, было нелегко, это действительно серьезные нагрузки. Особенно трудно мне, да, по-моему, не только мне, а всем девочкам, давались занятия по военной подготовке – стрельба, метание гранаты – все-таки, правда, «не женское это дело».
Иоланда:
- Нет, для меня самыми сложными были занятия на университетском скалодроме. А самым легким, приятным и интересным занятием – вязание туристических узлов.
Мы все трое по два года готовились. В прошлом году успешно выступили на региональном этапе, но, к сожалению, не добрали баллов для участия в заключительном этапе. После еще одного года подготовки вышли в финал и даже победили.
Бэлла:
- Учитывая то, что в этом году мы заканчиваем школу, нам обязательно надо было победить, у нас, как у Иоланды, еще одного года в запасе не было. Да и как-то уже азартно стало – столько времени на подготовку ушло, побеждать надо было непременно!