24 мая, 2023 - 11:55
В минувшую пятницу на базе лицея №1 имени К.С. Отарова и гимназии №5 г. Тырныауза прошла всероссийская научно-практическая конференция «Переход на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования в 2022–2023 учебном году: первые итоги».
Форум, который организовали и провели Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования министерства просвещения РФ и Институт стратегии развития образования (ИСРО), прошел в очно-заочном формате. В работе очного формата приняли участие представители органов исполнительной власти в сфере образования, институтов развития образования, образовательных организаций – делегаты из Москвы и семи субъектов Северо-Кавказского федерального округа, остальные участники конференции работали по видеосвязи. Всего в конференции приняли участие более 8 тысяч человек.
От имени главы Кабардино-Балкарии Казбека Кокова и правительства республики гостей приветствовал министр просвещения и науки КБР Анзор Езаов.
Он выразил благодарность министерству просвещения России, Институту стратегии развития образования за то, что именно Кабардино-Балкария стала площадкой для проведения данной всероссийской конференции, и отметил, что в Год педагога и наставника в России проводится комплекс научно-методических мероприятий, направленных на поддержку профессионального развития педагогов, на обеспечение введения обновленных ФГОС.
- В рамках проекта «Образование» в республике уже сделано много, и мы планируем сделать еще немало, - сказал он. – Этот проект – значимое для нас мероприятие, это не просто новые компьютеры и новые информационные технологии, не просто открытие новых центров «Точки роста». В первую очередь, это новые образовательные пространства, которые создаются на территории республики. В этом году в Кабардино-Балкарии открылись две новые школы, в ближайшие два года откроются еще более десятка на 11,5 тысячи мест.
На пленарной сессии конференции ее участники говорили о предварительных итогах введения обновленных ФГОС начального и основного общего образования.
Директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования министерства просвещения Российской Федерации Максим Костенко рассказал, что изменения ФГОС среднего общего образования вступили в силу в сентябре прошлого года. Коснулись они в основном планируемых результатов освоения образовательной программы – предметных, метапредметных и личностных. Есть также изменения в учебном плане и в учебной нагрузке. Школы получили возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов. Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы. Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован и понятен.
О первых итогах и региональном опыте введения обновленных ФГОС начального и основного общего образования говорили директор Института стратегии развития образования Татьяна Суханова, директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова, начальник управления Академии Минпросвещения России Татьяна Расташанская, начальник управления ИСРО Ирина Логвинова.
Заместитель министра просвещения и науки КБР Екатерина Мисостова рассказала о системе этнокультурного образования в КБР, как одной из составляющих ФГОС нового поколения.
- Этнокультурное образование – одно из важнейших направлений деятельности министерства просвещения КБР, - сказала она. – Для нас важно обеспечить условия для его развития в республике. Мы определили основные задачи: разработка учебно-методических комплектов по учебным предметам и учебным курсам «Родной язык», «Родная литература», «География КБР», «Культура народов КБР» и «История КБР». Для реализации данного проекта был привлечен квалифицированный состав научно-педагогических и педагогических работников. В реализации проекта участвовало около 150 авторов. В 2020-2023 годах были разработаны учебно-методические комплекты по 21 линии учебников начального, основного общего и среднего общего образования. Всего было разработано 240 программ, учебников, учебных пособий, хрестоматий, электронных форм учебников. Реализация учебных предметов и учебных курсов этнокультурной направленности осуществляется на всех уровнях общего образования. В целях сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия, совершенствования системы обучения и воспитания проводится большая работа. В десяти дошкольных образовательных учреждениях внедряется полилингвальная модель поликультурного образования. Проводятся региональные олимпиады по кабардино-черкесскому и балкарскому языкам и литературам. На трех государственных языках – кабардино-черкесском, балкарском, русском – проводится республиканский конкурс-фестиваль «Родной язык – душа моя, мой мир». Ежегодно проводится интеллектуальный конкурс «Знатоки родного языка и духовной культуры народа». На территории КБР реализуются проекты «Театр на родном языке», «Семья – хранитель родного языка» и т.д.
В рамках работы конференции прошли тематические сессии по направлениям «Достижение предметных и метапредметных результатов: что изменилось в уроке и профессиональной деятельности учителя», «Формирование личностных результатов на уроке и во внеурочной деятельности», «Функциональная грамотность – один из важнейших результатов введения ФГОС», «Повышение качества естественно-научного и технологического образования». Участники на практике познакомились с конструкторами рабочих программ и учебных планов.
Завершилась конференция консультационной сессией «Обновленные ФГОС начального и основного общего образования: реализация внеурочной деятельности», участники которой поделились опытом работы в регионах.