26 марта, 2023 - 15:40

Известный композитор и певец, выступавший с группами «Воскресение» и «Машина времени», работавший с Сергеем Мазаевым, Игорем Матвиенко, Валентиной Толкуновой и другими, Владимир Шамин приехал в Нальчик не впервые.
«Звезде 80-х», как его называют, случалось бывать здесь на гастролях – с группами «Рапсодия» Московской областной филармонии и «Здравствуй, песня!», которая числилась за Краснодарской филармонией, при этом имея базу в Москве и Игоря Матвиенко в качестве руководителя.
На этот раз Шамин приехал один и по путевке – отдохнуть вблизи гор, и не только. Однако его планы – выступить с концертом, провести творческую встречу и представить слушателям одну из самых удачных своих песен – пока не осуществились. После водных процедур в санатории «Кавказ» артист простыл, и в ближайшие дни петь ему категорически нельзя: вокалисту нужно беречь горло. Но поговорить о музыке, времени, коллегах и смысле творчества Шамин согласился.
Вспоминая, как после окончания Гнесинки (Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных – ред.) начинал свою гастрольную деятельность, Шамин рассказывает: тогда, чтобы попасть на «большую сцену», необходимо было два условия. Первое – диплом об окончании профессионального учебного заведения, второе – одобрение репертуара худсоветом министерства культуры СССР. Получить одобрение худсовета было сложно, поэтому приходилось хитрить: «Мы, конечно, шли на обман – нам хотелось играть рок-н-ролл. Но для этого надо было сначала сдать «приличную» программу – из песен советских композиторов, что мы и делали. На худсовете исполняли одно, на площадке – другое: то, что нравилось публике».
Стать профессиональным музыкантом Володя Шамин решил еще в детстве. Рос он на Белгородчине и уже в пять лет лихо играл на отцовском баяне, подбирая песни на слух, а в школьные годы освоил и гитару. Шамин уверен, что именно баян определил его судьбу: «Баян помог мне освоить музыкальный мир. Кстати, именно этот инструмент показал дорогу многим: с баяна начинали Юрий Антонов, Игорь Крутой и многие нынешние звезды. Чтобы выйти на эстраду, надо обязательно играть на каком-то музыкальном инструменте – это развивает музыкальное мышление». Баян пригодился и позже, уже в ансамбле «Здравствуй, песня!». Владимир принес его на худсовет, и совместно с Сергеем Мазаевым под звуки баяна они исполнили «Едут, едут по Берлину наши казаки!», чем сразу расположили членов худсовета к этому вокально-инструментальному ансамблю. Потом – песню о Москве, которую худсовет тоже принял на «ура»: «Как раз такие темы нравились комиссии. Это обычно были пожилые люди, далекие от понимания, что такое современная музыка».
… В музыкальную школу маленький Володя поступил легко, блеснув всеми своими умениями. А когда учился в шестом классе, уже вовсю играл на танцах и пел, зарабатывая по 5 рублей: «Очень было приятно, когда почти все переставали танцевать – и просто слушали мою музыку!»
Поступив затем в музыкальное училище по классу баяна, Шамин уже знал, что будет профессиональным музыкантом. Его армейская срочная служба проходила в пожарных войсках в Москве во время Олимпиады-80, и, естественно, там он стал «голосом агитбригады». Затем, создав в части музыкальный коллектив, с успехом выступал с ним перед московскими курсантами, в армии же начал сам писать песни – о комсомоле, войне, Победе. Однажды, будучи в увольнении, заглянул в институт имени Гнесиных: «Попал удачно: прошел прослушивание на эстрадный вокал, и мне сказали, что теперь можно приходить на экзамены. Конкурс был огромный, но я поступил. Нас училось семеро – будущих эстрадных певцов, ближе всех общался я с Андреем Сапуновым, позже солистом группы «Воскресение». А первым педагогом по вокалу у нас была народная артистка РФ Роксана Бабаян».
Во времена, на которые пришлась творческая юность Шамина, эстрада, по его словам, была не так богата. Все слушали песни «Где-то на белом свете…» и «Синий лен». Что касается танцплощадок, там репертуар был поинтерес-нее. В Гнесинке будущие эстрадные исполнители увлеченно слушали Стиви Уандера, а позже – канадского рок-певца и автора песен Джино Ваннелли: «Профессионалы знают его джаз, и это были наши основные кумиры. Мы слушали музыку практически постоянно, поскольку это вырабатывает музыкальную память и развивает музыкальное воображение. Нельзя не сказать о «Битлз», которые дали начало музыке, затем заполнившей мир. Многие наши «снимали» их песни и считали обязательным исполнять что-нибудь «из Битлов». Но Ваннелли, в отличие от «Битлз» и Уандера, – это не для широких масс».
После учебы концертная жизнь Шамина была весьма насыщенной, поскольку он не только работал с несколькими группами, но и участвовал в проекте Валентины Толкуновой – опере «Русские женщины», написанной Ильей Катаевым по мотивам стихов Николая Некрасова: «Она шла с аншлагами в лучших залах. В главной роли – сама Толкунова, она играла жену декабриста, с ней пел ее муж Леонид Серебренников, речь городничего читал Иннокентий Смоктуновский. Я там пел партию кандальника. Опера сложная, восьмиголосная, но все получилось, она прошла с полными залами. И это несмотря на то, что по ходу возникала масса сложностей. Например, радиомикрофоны использовать было нельзя ввиду близости Кремля, и все путались в шнурах обычных микрофонов. Была даже специальная «микрофонная» репетиция, чтобы потом не путаться в проводах». С оперой «Русские женщины» артисты объехали полстраны, показывая «концертный» ее вариант, всего состоялось 120 спектаклей. У Шамина же остались прекрасные впечатления о самой Толкуновой: «Работать с ней было удовольствием. Очень гармоничный и творческий человек… У меня сохранилась черно-белая фотография, где все участники проекта сняты вместе. И этот снимок с подписью Толкуновой я берегу как дорогой сувенир. В оркестровой яме был симфонический оркестр, а за роялем – Игорь Крутой, тогда еще не известный в шоу-бизнесе, только начинающий свою карьеру».
Владимир тепло отзывается о многих коллегах по шоу-бизнесу. С удовольствием рассказывает о Бедросе Киркорове, отце Филиппа Киркорова, с которым вместе работал в жюри детского вокального конкурса. Вспомнил, как тот предложил одну из песен Шамина под названием «Сторонка» на стихи Сергея Есенина Надежде Бабкиной: «Бедрос послушал мою песню, она его впечатлила, и он сразу позвонил Бабкиной. Я по телефону напел пару фраз, ей понравилось, взяла. Правда, песня у нее «застряла» – Бабкина объяснила это тем, что репетировать некогда: «Модный приговор», другие телепроекты».
Самыми запоминающимися моментами своей эстрадной биографии Шамин считает совместную работу с яркими творческими личностями: Сергеем Мазаевым, Игорем Матвиенко, Вячеславом Добрыниным, Валентиной Толкуновой, Константином Никольским. Очень приятной всегда была работа с «Воскресением», когда-то – с «Машиной времени». Владимир Шамин нередко посвящает свои концерты памяти солиста «Воскресения» и своего соученика Андрея Сапунова, ушедшего из жизни в 2020 году. Шамин с удовольствием вспоминает момент, когда ныне популярный Вячеслав Добрынин впервые запел на публике, заменив в концерте вокалиста, который то ли не пришел, то ли сильно опоздал. До этого Добрынин только писал песни, которые охотно исполняли другие.
А потом, говорит Владимир, время и ситуация стали меняться: «В конце 80-х прошлого века с гастролями становилось хуже, а к 90-му – все рухнуло. У всех. Что начиналось – прекратилось. Заниматься музыкой было не для чего и негде. Выступали редко. Все стало другим, музыка 80-х вдруг оказалась никому не нужна… Да и не до музыки было!» Шамин рассказал, что свой альбом с группой «Воскресение» и музыкантами из «Рондо» он записал только в 1996 году, пригласив из «Арии» одного из лучших гитаристов страны Андрея Смирнова: «Это был мой первый сольный большой альбом, не как раньше. То, что мне ближе всего – эстрадная песня с элементами рока. Не шансон, не попса, а нечто приближенное к русскому року».
Песни Владимира Шамина звучали в основном на московских радиостанциях, причем финансировал прокат он самостоятельно – время наступило такое: «Что мог, что было – вкладывал. Клипы за свой счет, ротация за свой счет. Долгую ротацию, чтобы из каждого утюга твоя песня звучала, сможет себе позволить не каждый. Это уже совсем другая история и другие деньги. Сложно самостоятельно финансировать свое творчество». Как заметил музыкант, есть и другие ходы и способы, которые для него исключены: «Решил: работаю для души – и все!»
Владимир говорит, что любимая им музыка 80-х отличалась от нынешней тем, что в ней было больше души, были нормальные осмысленные тексты и хитовые мелодии: «Нынешние же даже не все песнями можно назвать, иногда это просто читка текста – на что смотрю, то и пою – плюс звуки музыкальных инструментов. Тексты никакие: «Ты пришла – я ушел…». Раньше такое было невозможно. Мелодекламация – это в принципе другой жанр, я бы не называл это песней. Есть, конечно, единичные проблески…Что-то можно послушать, где-то промелькивают мелодичные кусочки. Раньше была музыка, песня, мелодия, текст – и все совпадало, создавая цельное впечатление. У нынешней эстрадной музыки не вижу перспективы, все это должно уйти, и уйдет. А классика эстрады останется. Рэп с его лексикой, подчас нецензурной… Это не та фишка!»
Певец рассказал, что ощущает, когда доволен своей работой: «Когда люди после концерта подходят и говорят, что у них «мурашки по коже пошли», или когда кричат «Браво!» через песню, приходит профессиональное удовлетворение. Значит, ты цепляешь людей – вокалом, мелодической линией. Когда мелодия хитовая, «ложится на ухо», и человек начинает подпевать… Мурашки зрителя – это главное, от чего получаешь радость». При этом зрители и слушатели у Шамина разных возрастов и профессий, из разных социальных слоев. Как-то после выступления на круизном лайнере к нему подошел 25-летний бармен, чтобы рассказать, как его тронула одна из песен, и Владимир считает, что это лучшая награда.
«Куда музыка пойдет дальше? Она зависит от времени, в котором мы живем… Все идет по кругу, все возвращается. Думаю, что классика эстрады, где присутствует красивая мелодия, останется навсегда. Профессионал всегда будет придерживаться мелодии и нормального, а не примитивного, текста, над которым можно подумать. Это азы, а ритмы меняются, могут быть разными. Главное, чтобы была музыка, а не разговор под звуки. Есть песни-однодневки, есть живущие десятки лет, - считает Шамин. – А рок моден сейчас, как и в восьмидесятые. Да и вообще, наверное, вечен».
У Владимира Шамина все песни в той или иной степени патриотические – они о любви ко всему, что связано с Родиной. В этом году День Победы он отметит круизом по рекам России, во время которого будет исполнять туристам свои песни. И среди них – свою любимую «В одном строю», где говорится о величии России и непобедимой силе единства ее народов: «Эта песня не только объединяет россиян. Я уверен: она приблизит нашу победу над нацизмом».