13 мая, 2022 - 13:59
Весной этого года в Обнинске Калужской области прошел Национальный чемпионат научных объединений учащихся «Юность. Наука. Культура». Команду Кабардино-Балкарии представляли семь старшеклассников из разных школ и учреждений дополнительного образования. Выступили ребята блестяще – шестеро стали лауреатами первой степени, были названы лучшими в секциях, где выступали, и получили дипломы и медали, один стал лауреатом 3 степени («СМ» №13, 2022).
На подобных школьных научных форумах в командах традиционно всегда больше ребят, чем девочек, да и награды чаще достаются мальчишкам. В этом году две старшеклассницы – Диана Аргашокова из баксанской школы №6 и Камилла Фанзиева из майской гимназии №1 – вернулись из Обнинска с самыми высокими наградами и замечательными отзывами экспертов о работах.
До поездки в Обнинск девчонки не знали о существовании друг друга – выиграли каждая в своей секции региональный этап и отправились на форум. Познакомились в поезде и сразу выяснили, что имеют немало общих интересов, даже работы, которые они везли на суд экспертов, пересекались между собой: Диана исследовала подростковый буллинг, Камилла – подростковую преступность.
- Мы сразу подружились, и сразу такое чувство было, как будто мы сто лет знакомы, - это Диана о Камилле. – И всю дорогу мы друг на друге репетировали защиты своих проектов, попеременно выступая то в роли эксперта, то в роли школьника. Камилла очень чуткая и внимательная, в общем в Обнинск мы уже приехали подругами. А перед защитой выяснилось, что Камилла свой проект – всю папку, с диаграммами и графиками – забыла в поезде. Я так за нее переживала! Наверное, за себя бы меньше беспокоилась. Хорошо, что копия на электронном носителе была и организаторы помогли все распечатать и собрать.
- Она просто нереальная – очень умная и талантливая, - это Камилла о Диане. – Вы видели ее рисунки? Они бесподобные! Мы с момента знакомства стали друг друга поддерживать и друг за друга болеть. Уже в Обнинске, перед защитой проектов, вдруг выяснилось, что нас записали в одну секцию! Мы были просто в шоке, расстроились до слез, ведь мы совсем не хотели соперничать друг с другом! Как хорошо, что организаторы все-таки развели нас по разным секциям. Диана защищалась в секции «Педагогика и психология», я – в «Социологии».
Мы попросили девочек рассказать о своих работах – о том, почему они выбрали именно эти темы, как над ними работали и легко ли далась победа.
Камилла:
- Идея исследовать ситуацию с подростковой преступностью в Майском районе – моя. У нас маленький город, многие друг друга знают, каждый раз, возвращаясь из школы или от репетитора, я вижу компании моих сверстников, которые собираются на «заброшках». Я понимаю, что это далеко не лучшее времяпрепровождение и вряд ли оно приведет к чему-то хорошему. Мне правда стало интересно, какие причины способствуют тому, чтобы дети и подростки совершали уголовные преступления, с чего это начинается и можно ли это предотвратить.
Идею поддержали родители и учителя. Два учителя из моей гимназии были у меня научными руководителями, папа – он офицер МВД – помог разобраться в статистике и познакомил со старшим инспектором отдела по делам несовершеннолетних МВД России по Майскому району КБР, майором полиции Жанной Косяченко. Я с ней сделала большое интервью, которое помогло мне лучше понять тему. Кроме того, я в форме анкетирования опросила более 200 человек – взрослых и детей. Потом все данные систематизировала и вывела в диаграммах. Это правда была долгая и кропотливая работа, я больше года трудилась над проектом!
Итоги? Во-первых, меня очень удивили данные соцопроса. Выяснилось, что родители далеко не всегда в курсе интересов и увлечений своего ребенка. Например, на вопрос «Знаете ли вы, где ваш ребенок проводит большую часть своего времени?» родители в большинстве случаев отвечали утвердительно и называли предполагаемые места, а вот дети на вопрос «Знают ли ваши родители, где вы проводите большую часть своего времени?» чаще отвечали отрицательно и называли совсем не те места, где, по мнению родителей, они могли бы находиться. Так же и с вредными привычками – родители утверждали, что их дети не имеют вредных привычек, а дети признавались, что имеют, но скрывают это от родителей. Анкетирование было анонимным, поэтому мои сверстники отвечали не таясь. Довольно-таки грустными были ответы на вопросы о том, где проводит время наша молодежь. Выяснилось, что в Майском практически нет мест, где интересно и с пользой молодежь может провести время. Кинотеатр? Гейм-клуб? Большинство моих сверстников признавалось, что предпочитают в лучшем случае общаться «на природе» – играть в футбол и волейбол, жарить шашлыки, в худшем – лазать по всяким «заброшкам» или просто собираться там вдали от глаз взрослых.
Все мои опросы и изучение проблемы выявили несколько факторов подростковой преступности. Их много, я вывела 10 – это и общая дегуманизация общества, и изменение отношения к институту семьи, и низкий уровень культуры, в том числе правовой, но остановлюсь на основных. В первую очередь, это, конечно, недостаточное внимание родителей к своим детям, отсутствие доверия и взаимопонимания между ними. Мне хочется не просто говорить, мне хочется кричать: дети, делитесь с родителями своими радостями и горестями, обсуждайте с ними свои проблемы. Родители, говорите со своими детьми, любите их и доверяйте им! И еще к родителям: личный пример лучше тысячи слов и нравоучений! Я слышала от сверстников разные упреки в адрес своих родителей: поймали с сигаретой, накричали на меня, а сами дымят, как паровозы. Или: сами друг на друга матом орут постоянно, а мне запрещают материться. Очень сложно научить своего ребенка не совершать те проступки, которые на его глазах совершаете сами.
Не последние факторы подростковой преступности – его окружение в школе и за ее пределами: друзья «со двора» или «с района». Здесь важны отношения как с учителями, так и с одноклассниками. Конфликты с ними в школе усугубляются еще и тем, что подростки оказываются изолированными в классе, чувствуют себя чужими и ищут замену школьному обществу на улице, пытаясь там восполнить недостаток общения. Нередко такие подростки прогуливают школу, собираются в компаниях на улицах... Тут уже и вредные привычки, и попытки найти денег на их удовлетворение. Жанна Леонидовна, не один год проработавшая с трудными подростками, рассказала мне в интервью, что самые частые правонарушения среди несовершеннолетних – это кражи и драки, и чаще всего кражи или грабежи совершаются не в одиночку, а компанией. Не нашедшие понимания в семье, в школе, среди друзей, они ищут таких, как они сами, собираются в компании и «мстят» более слабым или более благополучным. Кстати, она же рассказала мне, что преступность молодеет, среди ее подопечных самым юным был…шестилетний угонщик велосипеда.
Проект, над которым я работала, меня действительно увлек, я столько литературы по этой теме прочла, столько исследований провела, что в Обнинск ехала только побеждать! Конечно, приятно было, что эксперты так высоко оценили мою работу, многие спрашивали потом, не собираюсь ли я после школы стать юристом или психологом. Все-таки нет, думаю, моя профессия будет связана с экономикой, может, управлением персоналом. У меня еще целый год, чтобы определиться конкретнее.
Диана:
- Эксперты у меня сразу спросили, почему я взяла эту тему, и я ответила: «Потому что по себе знаю, что это такое!» Они даже разволновались… Но со мной все было не так уж страшно, скорее причина была в моих комплексах. Я считала себя некрасивой, особенно удручала диастема – щербинка на передних зубах, из-за нее лишний раз даже улыбаться и разговаривать не хотелось. Скорее всего мои комплексы порождали у сверстников какое-то отторжение, поэтому надо мной иногда смеялись и дразнили. Да, это тоже буллинг! Кстати, это явление свойственно, в первую очередь, школе, потому что это универсальная арена для выплеска детьми своих накопившихся дома негативных импульсов. Так вот, проявляется он по-разному, притеснения могут быть как психологические, так и физические. Для одних это систематические насмешки над какими-то особенностями внешнего вида, для других – порча их личных вещей, вымогательство, для третьих – откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства. Бьют, обсуждают, сплетничают, смеются, дразнят – буллинг может проявляться по-разному. В том числе и по времени – у кого-то совсем короткое время, а кого-то травят годами. Школьники встречаются с ним намного чаще, чем вы думаете, ведь, кроме реального, есть еще виртуальный, или кибер-буллинг – с ним мы очень часто сталкиваемся в соцсетях. Я, как и Камилла, проводила анонимное анкетирование школьников 6-8 классов по методике Дембо-Рубинштейна. Это тест, где следует оценить себя по 7-балльной шкале по ряду качеств, таких как сила, здоровье, ум и так далее. И провела опрос по тесту Хайма, где необходимо ответить, каким образом вы решаете свои проблемы в тех или иных случаях. Опросила почти 60 школьников – девочек и мальчиков поровну. В итоге больше половины ответили утвердительно – в той или иной степени они подвергались буллингу!
Анализируя потом полученные данные, я пришла к выводу, что очень часто жертвы буллинга не знают и не понимают причин такого отношения к себе и делают вид, что ничего не произошло. А иногда считают, что сами виноваты в таком отношении к себе, и тем более ни с кем не делятся своими проблемами, все больше погружаясь в них. Еще одно наблюдение: обидчики склонны действовать в группах, чтобы скрыть свою причастность к травле и издевательствам над сверстником. Против большинства, против толпы всегда идти нелегко, это тоже одна из причин того, что жертвы чаще всего молчат.
Я тоже молчала, все переживая в себе. Сначала. Помогли мне книги по психологии и Залина Юрьевна Мамиева – наш педагог по проектной деятельности, она же и научный руководитель моего проекта. Залина Юрьевна пришла работать к нам в школу в начале этого учебного года, и я сразу нашла в ней родственную душу. Мы могли с ней говорить часами и обсуждать любые мои проблемы. Благодаря ей я стала больше читать и те книги, которые помогли мне поверить в себя и полюбить себя именно такой, какая я есть. Поняла, что вообще глупо переживать из-за своей внешности, потому что «красота в глазах смотрящего». Поняла, как выручает меня арт-терапия – как мне становится хорошо, когда я рисую, снимаю фото и видео, пишу стихи… Да даже когда просто смотрю на горы! Залина Юрьевна вдохновила меня на этот проект, я не только сделала к нему иллюстрации, мы еще и мультфильм сделали по этой теме, который очень понравился экспертам.
Что бы я посоветовала детям, подвергающимся буллингу? Ни в коем случае не стесняйтесь обращаться за помощью к взрослому, которому вы доверяете. Чаще смотрите на горы, потому что они невероятно красивы. Причем всегда и везде: и у подножия горного массива, и на закате, и из окна школы. Знаете, у меня в одном из стихотворений есть такие примерно строки: «Я вверх стремлюсь, но я боюсь. Не высоты. Боюсь сорваться вниз». Так вот, верьте в себя и никогда ничего не бойтесь!