23 апреля, 2025 - 13:13

Когда занавес поднимается, стираются расстояния – и даже небольшой городок может стать для юного зрителя главным центром мира. Художественный руководитель Пензенского театра юного зрителя Владимир Карпов уверен, что гастроли – это не просто переезд с декорациями, а диалог культур, который меняет и зрителей, и актеров.
- Основу нашего репертуара, конечно же, составляют детские спектакли, их около 80%. Это и русские народные сказки, и авторские произведения, и современные постановки для подростков, - говорит Владимир Карпов. – Все-таки мы классический театр юного зрителя, и наша главная задача – знакомить детей с миром театра через понятные им образы. Но вместе с тем мы расширяем и «взрослый» репертуар. В числе этих постановок классика: Островский, Чехов, Пушкин, Грибоедов. Это еще и школьная программа, так что убиваем двух зайцев: взрослые наслаждаются искусством, а школьники в таком театральном формате знакомятся с классикой.
- Дети активно посещают спектакли сегодня?
- Знаете, зал почти всегда полон. У нас два основных типа зрителей: семейные посещения и организованные школьные группы. Кто-то приходит с родителями, кто-то с одноклассниками, с группой из детского сада. Всегда по-разному.
- Как зрители ведут себя во время спектакля?
- Порой шумят, но не от скуки, от эмоций. Например, в Белоруссии мы показывали «Кота Леопольда» – в сценах, где мыши пакостят, дети кричали, предупреждали кота об опасности. Это самое ценное для ТЮЗа: когда ребенок вовлечен и сопереживает. Со временем они научатся делать это тише, а пока пусть кричат – артисты понимают, ради чего играют этих котов, мышей и лягушек.
- Вы говорите, что театр должен привлекать детское внимание и передавать важные идеи. Как именно вы помогаете детям сосредоточиться на главном? И какие темы, на ваш взгляд, особенно важно доносить до юного поколения сегодня?
- Театр способен акцентировать внимание ребенка на чем-либо. Вообще театр – это такая сила, которая может и должна передать все необходимые помыслы и идеи. Время сейчас такое, что необходимо говорить о войне, о героях, но говорить так, чтобы сердце ребенка отозвалось не просто пониманием, а живым участием. Ведь когда история перестает быть строчками из учебника и становится пережитым в зрительном зале опытом, именно тогда в детских душах прорастает та самая память, которая связывает поколения. Наш долг – не просто рассказать, а зажечь в них эту искру сопричастности.
2025-й в России – Год защитника Отечества, год 80-летия Победы. Именно этой теме посвящен один из трех спектаклей, которые мы показывали в Нальчике, - «Слова, рожденные войной». Он был создан к 75-летию Победы и уже пять лет идет с успехом. Этот спектакль родился в непростое время пандемии, когда артисты репетировали удаленно. Мы работали через мессенджеры, я правил их исполнение по видео. Когда ограничения сняли, решили: нельзя терять такой материал. Собрали все воедино и теперь показываем его вживую.
В основе сюжета история нашего земляка, героя-пограничника Андрея Кижеватова, защитника Брестской крепости. Мы сами написали пьесу, сами поставили и в 2022 году сыграли ее в Бресте, 22 июня, в День памяти и скорби. Это одна из наших визитных карточек. Есть и более легкая, но такая же трогательная постановка – «Небесный тихоход», где война показана через призму любви и надежды, позитивных эмоций. Уверен, такие спектакли должны быть в репертуаре любого театра.
- В наш век технологий сложно заинтересовать и надолго удержать внимание зрителя. Как вам это удается?
- Знаете, театральное искусство заключается в том, что, если зритель сопереживает персонажам на сцене, если уже перестает понимать, что это всего лишь актер перед ним – больше ничего не надо. Если ребенок не сопереживает, то такой спектакль – скучный, он не будет нравиться. Дети просто возьмут в руки телефоны и не обратят никакого внимания на постановку. Можно запустить роботов, ракеты, грубо говоря, но все равно будет скучно на это смотреть. Секрет прост – вызвать неподдельные эмоции, вызвать мурашки, слезы. Вот и все.
- Не могу не спросить о ваших впечатлениях от республики.
- Особая, конечно, здесь атмосфера. На юге видно, что весна уже пришла, у нас пока еще холодно в Пензе. Как гостей очень удивили местные традиции, обычаи, крайне гостеприимное отношение. Нам, честно сказать, в первое время было очень непривычно, как-то неудобно. Но потом нам все объяснили, и мы уже перестали «сопротивляться», приняли все как есть. Очень чувствуется важность исторической памяти в Кабардино-Балкарии: идешь по городу – встречаешь много старых зданий, со своей собственной историей, поедешь в горы – вот тебе и старинные башни. Очень впечатляет. Ну и куда без кухни: нас угостили местными блюдами, особенно понравились хычины – очень вкусно!
- А в будущем планируете ли сотрудничество с нашим ТЮЗом?
- Здесь, на Кавказе, традиции очень крепкие. Надеюсь, что наше знакомство перерастет в дружбу, история продолжится. Потом можем попробовать привезти спектакль для более взрослой аудитории. Это лишь начало, далее будет видно.
Актеры Пензенского ТЮЗа рассказали о своем дружном коллективе, о том, какую важную роль сегодня играет театр в деле воспитания молодежи и какие забавные случаи порой случаются во время выступления. Интересно наблюдать, как они, оставаясь еще в костюмах сказочных героев, балуются, перебирают декорации, обсуждают какие-то рабочие моменты. Сразу начинаешь ощущать атмосферу работы в театре.
Вячеслав Копёнкин, актер Пензенского ТЮЗа:
- Детский театр отличается от взрослого тем, что юный зритель более восприимчив ко всему. Мы должны, в первую очередь, приучить его к театру с малых лет, чтобы он понимал, что вообще такое театр. Наша важная цель: донести детям важные мысли, воспитать в них культуру. Мы любим и живем этим делом, вкладываем в него все свои ресурсы. Думаю, что в этом и весь смысл театра для детей и подростков.
Денис Кабулахин, актер Пензенского ТЮЗа:
- Я могу ответить на вопрос замечательными словами Корнея Чуковского: «Цель сказочников заключается в том, чтобы какой угодно ценою воспитать в ребенке человечность». И это, по-моему, задача всех детских театров. Конечно, важно воспитывать в ребенке культуру, патриотичность, но в первую очередь необходимо привить человечность, способность сопереживать и радоваться успехам другого человека, переживать чужую судьбу как свою.
- Ваш худрук рассказал об особенной атмосфере, атмосфере, в которую должен поверить ребенок, чтобы сопереживать событиям на сцене. Как вы добиваетесь этого?
Денис:
- В это нужно верить самому, потому что ребенка обмануть невозможно. Если он видит неправду, фальшь, то все, уже не переубедишь. Взрослый человек еще как-то может заставить себя смотреть что-то такое, постараться в это поверить. С ребенком не так. Даже если на сцене будут происходить очень яркие события, но игра актеров будет неискренней, не будет достоверности, то для юных зрителей сюжет не будет иметь абсолютно никакого значения, они не «загорятся» этой идеей, не вольются в историю.
- Для придания большей реалистичности, чтобы ребята в это поверили, вы стараетесь как-то контактировать с ребятами со сцены?
Денис:
- Конечно, интерактив имеет место быть. У нас на базе, в Пензе, даже есть свой собственный экспериментальный проект – бэби-театр «Домовенок Кузя». Действо происходит даже не на сцене, а в верхнем фойе самого театра. Дети очень вовлекаются в процесс: мы с ними и играем, и платочки красные раздаем – то есть напрямую вовлекаем их в театральную постановку. Думаю, что такие интерактивы дают возможность ребятам не только посмотреть, но и стать частью самой истории.
- Есть ли какие- то любимые постановки?
Вячеслав:
- Мы любим все, что делаем. Бывает, конечно, что какие-то моменты в спектакле могут пойти не так в один день, но это не значит, что сама постановка от этого хуже стала или лучше.
- А как готовитесь к роли?
Вячеслав:
- Просто берем и готовимся. Самое главное – отдыхать, чтобы не было эмоционального выгорания. Кто-то в спортзал ходит, кто-то играет в приставку и т.д.
Денис:
- Когда я прихожу домой, мне надо, чтобы полтора часа просто никто не трогал: сажусь, читаю, пью кофе и дальше уже можно приступать. После того как соберешь все мысли в кучу, можно и приступать. Есть роль, и ты знаешь, что нужно делать: что почитать, что посмотреть, что изучить для подготовки.
- Были какие-то сложности при подготовке к «Большим гастролям» в КБР?
Вячеслав:
- Это не первые наши гастроли, до этого мы обменивались опытом с тамбовским молодежным театром. Поэтому в этот раз не было больших сложностей к подготовке, знали уже, что и как делать. Проблем не возникло. Да и выездных спектаклей у нас достаточно много. Не было такого, что приезжаем в какой-то театр и начинаем хвататься за голову, думать, что делать, как играть. В случае чего главное – уметь импровизировать.
Когда на сцене нальчикского ТЮЗа начался спектакль, дети замерли и внимательно следили за происходящим на сцене. Никто не отвлекался. Когда героям нужна была помощь, дети громко вскрикивали, пытаясь помочь. Владимир Карпов не ошибся: главная цель у детского театра – вызвать у детей эмоции, заставить сопереживать, включиться в процесс.
Даная Шибилева.