11 января, 2022 - 10:49
Подведены итоги Открытого школьного кинофестиваля «Окно в кино», прошедшего в нальчикской школе №33. На суд жюри было представлено семь фильмов, над которыми работали учащиеся девятых и десятых классов.
Фестиваль проводится ежегодно уже шестой раз, и у него есть своя небезынтересная история. Все началось со школьного медиацентра «Еж-медиа», созданного в нальчикской школе №32 почти 8 лет назад учителем информатики и математики Еленой Пышной. Центр объединил в себе несколько школьных СМИ – ежемесячную газету и радио, потом добавилось и телевидение. Кстати, появилось оно благодаря тогдашнему министру образования Нине Емузовой. Старшеклассники попросили ее ответить «на камеру» на несколько вопросов, провести что-то вроде пресс-конференции для корреспондентов «Еж-медиа». Разговор получился интересным, подняли самые волнующие вопросы о ЕГЭ, плюсах и минусах «пятидневки», школьной форме, внеклассной работе и многом другом. Всем так понравился видеоматериал, что снимать стали, по словам учителей, все подряд: школьные и классные мероприятия, передачи к знаменательным датам. На волне «видеобума» и родилась идея кинофестиваля. Учителя поддержали, решив: почему бы и нет? Все равно же снимают все и всех, в том числе ролики и сюжеты для своих соцсетей, почему бы не направить их энергию в правильное русло? Пусть учатся работать в творческом коллективе, писать сценарии, режиссировать, играть. Предложили ученикам 9-11 классов снять короткометражные фильмы в разных жанрах – ужасы, детектив, сказка, мелодрама, немое кино, мюзикл, индийское кино. Все фильмы выложили в свободный доступ – смотри, голосуй за понравившийся. Было и детское, и взрослое жюри, и даже независимые эксперты: своим коллегам из разных регионов России, с которыми когда-то участвовала во всероссийском конкурсе «Учитель года», Елена Пышная скинула ссылки на все фильмы. Те их посмотрели и прислали свои комментарии.
Позже решили сделать фестиваль открытым и пригласили к участию все городские школы. Менялись номинанты, менялись эксперты и авторы фильмов и, наконец, сменил место дислокации сам фестиваль. В недавно открытую школу №33 вместе с директором из школы №32 перешли и идейные вдохновители и организаторы «Еж-медиа» Елена Пышная и учитель русского языка и литературы Светлана Хачаева и, что вполне справедливо, «увели» с собой свое детище. Из бывшего «Еж-медиа» в школе №32 осталась только газета «Школяр», выходящая с первых дней открытия учебного заведения. На новом месте тоже организовали газету, к слову, тезку нашей, называется она «Молодежка». Кинофестиваль «Окно в кино» также остался ежегодным, правда на этот раз (из-за ограничений на массовые мероприятия) в нем участвовали только две школы – шесть фильмов представили старшеклассники школы №33 и один – студия «ВДВ» школы №9.
- Девятая нальчикская школа – постоянный участник нашего фестиваля, - говорит Елена Александровна. – У них под руководством преподавателя информатики Олега Кочетова уже не первый год работает «ВиДеостудия деВятой» или коротко «ВДВ», а администрация школы работу студии всячески поддерживает. Вот, кстати, обратите внимание, как повлиял наш фестиваль на детей и взрослых – такие перемены за шесть лет его работы: создана школьная видеостудия, сделано немало замечательных фильмов, и, наконец, Олег Викторович решил получить еще одно высшее образование – сейчас он учится на режиссерском факультете СКГИИ. В этом году его воспитанники представили фильм «Вольта» с хорошим драматическим сценарием и замечательной авторской музыкой.
Все семь конкурсных фильмов созданы в разных жанрах – тут и триллер, и фильм-размышление, и военная драма о защитниках Брестской крепости, и «экранизация» Брэдбери! Все серьезно! У нас в этом году среди членов жюри была даже обладатель Гран-при программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и номинант «Оскара» Кира Коваленко. Да, она откликнулась на нашу просьбу посмотреть и оценить фильмы, которые сняли ребята. Раньше на фестивале у нас работало детское и взрослое жюри, дети голосовали очно – мы ходили с урнами для голосования по классам. В этом году мы от этого отказались и создали студенческое жюри. Предложили выпускникам школы №32, в основном тем, кто сам когда-то был участником фестиваля, оценить фильмы, и они с радостью согласились.
Фильмы, надо сказать, были неравнозначные, но права Елена Александровна, авторы подошли к их созданию со всей серьезностью, постаравшись в 5-15 минут уместить законченный сюжет, спецэффекты, титры. Не обошлось без казусов, конечно. Так, например, бетонный забор на нальчикском пустыре трудно представить Брестской крепостью даже человеку с богатой фантазией. Так же трудно догадаться, зачем человеку в безлюдном лесу у костра электрочайник. Но если не придираться по мелочам, то все творческие группы поработали на славу, поэтому традиционные награды фестиваля, пластикового ежа с подсветкой, получили все семь фильмов – каждый в своем жанре. Ежики на вручении наград были разные – «Романтичный», «Интригующий», «Читающий», «Мистический». Был даже «Рефлексирующий» – за фильм «Исповедь одного человека», созданный десятиклассниками школы №33. Фильм-размышление подростка на тему «Кто я?» – оригинальный, глубокий, почти философский. Сорежиссер, сопостановщик, художник, автор закадрового текста этого фильма Настя Волчкова (на фото) призналась, что ей с подругами идею фильма подсказал японский аниме-сериал в жанре «меха» «Евангелион».
- То, что мы получили сразу несколько наград и грамот за фильм – заслуга всей нашей команды, - говорит она. – В том числе моих талантливых подруг – сестер Дианы и Дисаны Шугушевых. Спецэффекты и рисованные кадры в фильме – идея Дианы, а Дисана все монтировала. Сначала мне показалось, что текст написать очень легко, ведь этот текст – мысли, посещающие почти всех подростков, мучающие вопросы «Кто я?», «Каким меня видят окружающие?», «Каким я вижу себя сам?», «Какой я настоящий?» Десятки вопросов, на которые мы ищем ответы и, увы, не всегда находим. Я с таким вдохновением начала писать, но очень скоро «споткнулась», поняла, что продолжать не могу – есть вопросы, но нет ответов. Пришлось просидеть за написанием текста несколько дней. Вообще оказалось, что это совсем не просто – сделать фильм про нас, 15-16-летних подростков, задать вопросы и постараться самим себе на них ответить.