7 июля, 2024 - 11:15

В разговоре с ней я замечаю, что, рассказывая про конкурс «Воспитатель года», где она стала победителем, она говорит «мы»: «мы готовились», «мы выступали», «мы победили». А на вопрос, кто это «мы», удивляется:
- Мой детский сад, весь его педагогический коллектив во главе с директором Еленой Хасанбиевной Хашукаевой! Невозможно победить в таких конкурсах, если у тебя нет хорошей команды! У меня – самая лучшая! Мы с коллегами нередко участвуем в разных профессиональных конкурсах, и у нас принято друг другу помогать – никто не заставляет, это личное желание каждого. Вот в прошлом году моя коллега участвовала в конкурсе профессионального мастерства, мы тоже все ей по возможности помогали. Для меня это, кстати, стало как бы немного репетицией моего конкурса – я уже знала, что примерно надо делать, по каким критериям оцениваются задания. Это, к слову, не первый конкурс, в котором я успешно участвовала, я уже раньше становилась лауреатом и этого конкурса, и призером всероссийской онлайн-викторины для педагогов «ФГОС ДО как основной механизм повышения качества дошкольного образования», и победителем межрегиональных конкуров «Исследовательская работа в детском саду», «Развитие речи у дошкольников», и всероссийского конкурса «Декоративно-прикладное творчество». И я не одна такая в нашем детском саду. Мы все стараемся постоянно учиться, совершенствоваться, набираться опыта и обмениваться им. И всегда друг другу помогаем. И всегда друг за друга болеем. Я, когда на конкурсе выступала, постоянно в зале видела лица своих коллег – кто был свободен в этот день от работы, обязательно приходил меня поддержать. А Елена Хасанбиевна была на каждом моем конкурсном задании. Я иногда сравниваю свой коллектив в детском саду с вечно спешащим вперед паровозиком – все вагоны в крепкой сцепке и впереди наш вечный и надежный локомотив – Елена Хасанбиевна.
- Этот детский сад – ваше первое место работы?
- Можно сказать и так, по крайней мере, я считаю, что да – первое, любимое уже 18 лет и, надеюсь, еще долго будет таким же любимым.
Сейчас даже не верится, что в педагогический колледж я поступила не по огромной любви к этой профессии, а потому, что в школе, в отличие от точных предметов, естественно-научные и гуманитарные мне неплохо давались, и по русскому языку и биологии у меня были нормальные оценки. А в педколледже при поступлении именно они и были нужны. Я, вообще-то, никогда не имела ничего против профессии педагога, к тому же была немного знакома с ней – у меня бабушка по папиной линии была воспитателем, а потом заведующей в детском саду, тетя воспитателем работала. Я, когда еще в школе училась, помогала ей планы писать – тогда их еще от руки писали и даже с картинками,– поделки делать для ее воспитанников.
Любовь к педагогике у меня на втором курсе появилась, когда мы начали изучать спецпредметы. Вообще, на мой взгляд, наш педколледж – явление уникальное, там очень интересно учиться и всегда активная студенческая жизнь. Но самое главное, там замечательные преподаватели. Наш куратор Тамара Павловна Багова нам была как вторая мама – с такой любовью и заботой к нам относилась. Во многом благодаря ей я, поступившая в колледж «потому что школьные оценки по биологии и русскому позволяют», в итоге с красным дипломом закончила Южный федеральный университет и даже поступила в аспирантуру.
- То есть в какой-то момент вы выбрали педагогику как науку?
- Она мне была без сомнений интересна как наука, но тут был еще один фактор – возможно, какое-то неосознанное подражание университетским педагогам. Я училась с большим увлечением, каждая поездка в Ростов на учебу или сессию становилась для меня праздником – столько интересного общения с педагогами, столько знаний новых! Мы были в восторге от своих замечательных педагогов – еще молодых, но уже имеющих ученые степени и горящих своей профессией. Мы с ними общались и по учебе, и вне учебы и постоянно восхищались ими: умные, эрудированные, прекрасные ораторы, умеющие в течение двух академических часов не упускать внимание аудитории в 50-80 студентов, и такие простые и веселые вне университета – со своими хобби, семьями, интересами. Мы смотрели на них, как на небожителей, очень хотелось быть такими, как они. Поэтому закончив на отлично университет, я поступила в аспирантуру. К сожалению, по разным обстоятельства, мне не удалось ее закончить, но я ни о чем не жалею, я же нашла себя. Все-таки, наверное, правы те, кто говорит, что врач и педагог – это не профессия, это судьба. Я еще во время учебы это понимала и знала, что педагогика – моя судьба. Я это еще в колледже начала подозревать. Мне было интересно учиться, я поняла, что мне нравится выступать перед аудиторией, что я действительно люблю детей…
- Ну это же они и есть – необходимые для педагога качества!
- Да-да, педагог, особенно воспитатель в детском саду, всегда и артист, и оратор, и учитель, и просто друг. А любовь к детям для любого педагога безусловна.
- Свою первую педагогическую практику помните?
- Конечно! Тем более что моим заданием было провести занятие по…математике! Я ее никогда не любила и до сих пор не люблю. Но справилась.
Я вообще предпочитаю все образовательные занятия проводить в игровой форме. Мы не «как в школе – сидим за партами, учимся считать и писать», хотя я понимаю, что и такие занятия нужны – они учат концентрировать внимание, прививают усидчивость, дисциплину. Но игровые занятия все же лучше – они ненавязчивые, веселые, интересные – играя, дети сами не замечают, что получают новые знания. И, кстати, запоминается информация в таких игровых занятиях лучше.
- Не раз приходилось слышать споры между детским садом и школой: школа упрекает воспитателей в слабой подготовке детей к первому учебному году, детсад в ответ обвиняет школу в том, что она перегружает малышей-первоклашек знаниями и очень строго контролирует процесс. Знакомо?
- Иногда бывает, но я надеюсь, что новая Федеральная образовательная программа (ФОП) все эти проблемы решит. И, что не менее важно, с введением ее больше не будет этого ненужного многообразия образовательных программ – когда дети в разных школах и детских садах учатся и занимаются по разным программам. Теперь у нас будет единое образовательное пространство – во всех детских садах и школах страны. Раньше мы работали по Федеральным государственным образовательным стандартам, позволяющим вносить свои изменения в образовательную программу, поэтому и появилось множество разных программ и в дошкольных образовательных учреждениях, и в школах. Да, сейчас тоже можно вносить свои изменения в ФОП, например, ориентируясь на национально-региональный компонент, но эти изменения должны соответствовать ФОП по содержанию и результатам.
В прошлом году была утверждена и новая Федеральная программа дошкольного образования, в ней все подробно расписано – требование к содержанию работы, объемам, результатам, к тому, какие методики использовать в процессе обучения и воспитания. В новой ФОП, кстати, сделан упор на воспитание ребенка – культурное, духовное, патриотическое. Так что теперь, думаю, у нас не будет со школами разногласий – для каждой образовательной ступени теперь есть четко прописанные обязанности и рекомендации.
- Давайте немного про конкурс «Воспитатель года», в котором вы стали победителем. Кто вас мотивировал на участие в нем и какое задание стало для вас самым интересным?
- Как я уже говорила, в прошлом году, когда в этом конкурсе принимала участие моя коллега, я была в «группе поддержки» – мы помогали ей готовиться к конкурсу. И когда мы обсуждали задания, я невольно примеряла их на себя: а как бы я это сделала? А что бы я добавила сюда? То есть я как бы неосознанно проживала весь этот конкурс. Поэтому в этом году решила, что можно теперь и самой принять в нем участие. Мой коллектив поддержал меня твердым: «Ты сможешь!» И у всего нашего коллектива началась «подготовка меня». Мы целую творческую мастерскую организовали, в которой принимали участие все – от помощника воспитателя до заведующей детского сада. Наша творческая мастерская постоянно бурлила идеями и давала мне огромную поддержку – мне просто нельзя было не победить!
Для участия в этом конкурсе у меня была еще одна – личная – мотивация. Пусть это не покажется вам громким заявлением, но мне хотелось популяризировать профессию воспитателя детского сада. Когда о педагогах говорят, то почему-то имеют в виду в первую очередь школьного учителя, у нас все разговоры о школе и школьных учителях, а про воспитателей мы почему-то забываем. Мы работаем с детьми в очень важный отрезок их жизни и развития – с трех до семи лет. Это тот период, когда формируется память, речь, мышление. Мы первые из взрослых, наряду с родителями, учим их тому, что такое добро, любовь, честность, ответственность. Мы первые «чужие» взрослые, кому они доверяют. У нас очень, очень важная профессия!
Что показалось особенно интересным на конкурсе? Все, пожалуй. Но особенно задание «Мои педагогические находки». Свое занятие я назвала «Мыльные истории», мы с детьми из средней группы «варили мыло». Растопленную мыльную основу окрашивали, заливали в формы и украшали. Причем занятие было интегрированное, в нем сочетались, кроме творчества, игра, беседа, физкультминутка. Мы и в своем саду проводим подобные творческие занятия – нередко вместе с родителями: в таких маленьких творческих мастер-классах могут участвовать и мамы, и папы, и бабушки.
- Восемнадцать лет стажа – это же как минимум четыре выпуска. Вам приходилось встречаться со своими взрослыми воспитанниками?
- У моих первых выпускников уже свои дети есть. Когда встречаемся иногда, бывает очень приятно, тепло и…забавно. Иду по городу, сзади слышу радостный бас: «Екатерина Викторовна!» Оглядываюсь – дядька стоит большой и совсем взрослый. «Я, - говорит, - Вовка! Ну, Екатерина Викторовна, не узнали? Вовка-морковка!» И радостный такой…
- Работа, самообразование, конкурсы…В семьях педагогов из-за постоянной занятости иногда собственные дети страдают от невнимания. У вас хватает времени и на работу, и на семью?
- В нашей семье никто вниманием не обделен. Семья у нас большая и дружная – многонациональная и многоконфессиональная. Судьба так сложилась, что я родилась здесь, в Нальчике, хоть папа мой из Брянской области родом, мама – из Донецкой. А познакомились они в Москве, где вместе работали на ЗИЛе. В Нальчик переехали позже, у дедушки здесь дом был. Здесь мы с сестрой родились. И с мужем мы здесь познакомились, и дети наши здесь родились. В нашей семье гармонично сочетаются разные национальности и разные конфессии – на Пасху я куличи пеку, угощая всех родственников мужа, в уразу мы с его мамой лакумы жарим и раздаем. Она профессиональный повар и замечательно готовит – все 10 лет, что я замужем, у нее потихоньку учусь готовить, особенно блюда национальной кухни.
- Екатерина, планами на ближайшее время поделитесь?
- Загадывать не буду, но могу сказать, чего бы мне хотелось. Вот, например, попробовать себя в качестве преподавателя в школе или в колледже. Преподавателя или психолога – в университете я, кроме педагогики, изучала еще и психологию. Мне кажется у меня получится. А еще учиться, конечно, заниматься самообразованием. Ведь хороший педагог – это не только тот, кто все время учит, но и тот, кто все время учится.
***
СПРАВКА «СМ»
Победитель конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года – 2024» Екатерина Викторовна Доткулова. Воспитатель детского сада №36 г. Нальчика.
Родилась в Нальчике, окончила СШ №27, Педагогический колледж КБГУ, Академию психологии и педагогики Южного федерального университета. Педагогический стаж 18 лет.
Замужем, имеет дочь и сына.