Держим дистанцию

Как мы уже сообщали в прошлом выпуске «СМ», в соответствии с Приказом министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. №398 «О деятельности организаций, находящихся в ведении министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации», администрацией Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова принято решение о переходе обучения студентов всех направлений и форм обучения на дистанционную форму обучения с 16 марта этого года.
Создан оперативный штаб по разработке и реализации мер по проведению санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий и осуществлению обучения в дистанционной форме.
В университете считают, что никаких особых проблем временный переход на дистанционное обучение не доставил. Вуз имеет развитую электронную информационно-образовательную среду, включающую в себя официальный сайт КБГУ (http://kbsu.ru), систему онлайн-обучения на базе программного обеспечения Moodle со встроенной подсистемой тестирования (http://open.kbsu.ru), электронную библиотеку КБГУ (http://lib.kbsu.ru/); систему автоматизации учебного процесса и систему «Антиплагиат» ВКР-ВУЗ. В 2019 году разработан порядок применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ КБГУ, вуз начал создавать самостоятельно массовые открытые онлайн-курсы. На сегодняшний день начата реализация семи из них. Договоры о сетевом взаимодействии заключены более чем с 10 вузами, присутствующими на платформе открытого образования, в том числе с НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, Томским государственным университетом и другими.
Кроме того, в рамках реализации сетевых образовательных программ в КБГУ заключены договора с сетевыми вузами-партнерами, такими как ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М. Миллионщикова», ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К. Хетагурова», ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский Государственный университет имени У. Алиева».

Дистанционная форма образования в нашей стране не новшество и не редкость. Государство разрешило ее в 2012 году. Сейчас в России вузов, где можно получить образование дистанционно, десятки, в мире – сотни. Несмотря на то, что, по мнению большинства, оно значительно уступает классическому аудиторному обучению, у него тоже есть свои приверженцы. 
Для вузов с дистанционным обучением существуют свои правила и условия. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» есть короткая 16-я статья – «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Она обязывает вузы, реализующие образовательные программы с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, создать «условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся». Иными словами: учишь по «дистанционке» – обеспечь бесперебойный доступ к необходимой информации.
Хоть и временный, но полный переход на дистанционное обучение для КБГУ как для классического вуза в новинку. Поэтому споры о том, потянет или не потянет информационная сеть университета такую нагрузку, среди студентов были. Как оказалось, понадобилось совсем немного времени, чтобы наладить и организовать «дистанционку», удобную и преподавателям, и студентам. Как рассказали в пресс-службе КБГУ, это все благодаря специалистам вуза и платформе «open.kbsu».
Система онлайн-обучения на базе программного обеспечения Moodle со встроенной подсистемой тестирования «Открытый университет», функционирующая на базе официального сайта вуза, позволяет обеспечить эффективное взаимодействие преподавателей и обучающихся и наглядным методическим сопровождением учебного процесса.
Система формирует единую информационную базу данных абитуриентов, студентов и учебных планов, обеспечивает доступ к электронным курсам, фиксирует ход учебного процесса с сохранением всех достижений обучающихся, промежуточной аттестации и результатов освоения учебной программы, предоставляет возможность для взаимодействия всех участников учебного процесса, независимо от их местоположения.
На платформе осуществляется разработка и проведение контрольно-рейтинговых мероприятий по материалам, разработанным профессорско-преподавательским составом КБГУ. Система управления обучением Moodle имеет широкий набор стандартных инструментов (лекция, база данных, задание, семинар, форум, опрос, тест и др.) и используется для проведения всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Электронный курс в системе Moodle содержит либо сами электронные образовательные ресурсы, либо гиперссылки на эти электронные образовательные ресурсы.
Благодаря развитой цифровой инфраструктуре и наличию собственных серверных станций информационная сеть КБГУ может полноценно функционировать в условиях повышенной нагрузки, обрабатывая едино-временно десятки тысяч запросов, а именно хранить информацию официального сайта вуза и всех его поддоменов, работать в качестве интернет-провайдера и координировать взаимодействие множества компьютеров, находящихся в одной сети вуза. Именно это позволило сохранить сайту КБГУ полную функциональность в момент перехода университета на дистанционную форму обучения, сохраняя возможность использования образовательных сервисов портала «Открытый университет» для всех 16,5 тысяч обучающихся одновременно. Инженеры-электроники Управления информатизации КБГУ занимаются обслуживанием технологического оборудования в круглосуточном режиме.

Учись, как удобно
О том, как проходит процесс дистанционного обучения, сразу после его лекции мы поговорили с доцентом кафедры физических основ и наноэлектроники Кантемиром Бжихатловым.
- В каком формате проходят занятия?
- В любом, удобном для студентов и преподавателей. Все зависит от темы и специфики занятия. В каких-то случаях возможно отправить лекцию с заданиями или тестами в виде текстового документа на электронную почту каждому студенту и по почте же получить ответы, в каких-то можно ограничиться аудиолекцией, а в каких-то провести вебинар. Можно комбинировать эти формы, можно выбрать одну, удобную для всех. Мы используем разные мессенджеры – и электронную почту, и ватсап, и даже инстаграм, создаем со студентами форумы и чаты, где обсуждаем темы, задания, вопросы. 
- Студенты быстро привыкли к новой форме обучения?
- Все это не стало для них чем-то совершенно новым, в университете мы все нередко используем информационные технологии для разных целей. Ни для кого не редкость вебинары, я сам использую их для проведения дополнительных курсов. Или, например, у каждого студента есть электронное портфолио, куда в течение всей его учебы заносятся данные о его достижениях, о его научных трудах. Когда выпускник университета устраивается на работу, ему достаточно, что называется, сделать пару кликов, и система выдаст ему подробное портфолио даже со ссылками на его научные статьи, например. 
- Образование предполагает и какую-то обратную связь, надо же как-то проверять, как студенты усваивают материал, тем более, что в вузе балльно-рейтинговая система аттестации, от которой зависит святое для каждого студента – стипендия.
- Система тестирования у нас давно уже электронная, тут ничего нового для студентов вообще нет. Ведь тестирование у нас и раньше проводилось дистанционно.
- Но ведь такой «дистанционный экзамен» дает возможность для разного рода уловок – ответы можно списать, загуглить… Студента, сдающего тесты удаленно, никак нельзя проконтролировать.
- Вопросов для тестирования по каждому предмету – десятки сотен, для каждого студента компьютер их выбирает наугад – то есть это будет совершенно рандомный «комплект» вопросов для каждого, невозможно написать шпаргалки, не зная, какие вопросы тебе достанутся. Студенту дается 30 вопросов и 30 минут на ответы. Сложно успеть что-то загуглить, когда у тебя всего минута на вопрос.
- Посещаемость тоже не последний вопрос в вузах. Как теперь он решается?
- Вообще-то, система фиксирует, когда студент зашел и вышел из нее во время лекции. Но это касается аудио- и видеолекций. Думаю, что при дистанционном обучении посещение все же не главное, главное – объем знаний, которые студенты усвоят. И тут уже многое зависит от желания каждого из них эти знания получить. Мы же все понимаем, что если студент учиться не хочет, он и на очном обучении знаний не получит, просто ничего не делая на лекциях и семинарах.
- Может быть, какие-то новшества введены в образовательный процесс, в связи с переходом на дистанционное обучение? Ну вот, например, в одном из технических университетов Юга России проводят онлайн-лекции в компьютерной игре Minecraft.
- Серьезно? Это довольно-таки интересно…Что ж, вызов принят! Пожалуй, и нам надо придумать что-то необычное и интересное!
- Какие «за» и «против» в дистанционном обучении находят преподаватели?
- «За» для многих – как студентов, так и преподавателей – возможность учить и учиться «из дома», это, конечно удобно в бытовом плане – никуда не ехать с утра, можно «сеять разумное, доброе, вечное», уютно устроившись дома. А «против»… знаю, что многим не хватает личного общения со студентами, они говорят, что «глаза в глаза», в очных дискуссиях, в наглядном живом общении материал и преподается, и воспринимается лучше. Ну и, конечно, есть специальности, где просто необходим очный образовательный процесс – технические, медицинские, например. Но «дистанционка» – мера временная, так что, думаю, мы вскоре все наверстаем, и «живое общение» в том числе.

«I need to see you»
В связи с переходом на дистанционное обучение студенческий кампус непривычно пуст – иногородние студенты из общежитий разъехались по домам, остались в основном, иностранные. Ни очных лекций, ни студенческих мероприятий, где они могли бы общаться со своими однокурсниками и сверстниками, сейчас нет, родные далеко, город малознакомый, особенно для тех, кто не так давно приехал и учится на подготовительном отделении. В общем, студентам-иностранцам на «дистанционке» явно не позавидуешь….
- Не все так плохо, - уверяет старший преподаватель КБГУ, куратор землячества иностранных студентов Татьяна Романова. – Те, кто уже осваивает специальности вуза, так же, как и все остальные студенты, слушают и смотрят лекции своих преподавателей, осваивают науки дистанционно. Не отстают от них и те, кто учится на подготовительном отделении – активно изучают русский язык с преподавателями и блок «общественных дисциплин». Ряд этих дисциплин веду у них я. Стараюсь со своими студентами общаться по скайпу, нам очень важно сейчас общение «вживую», и еще важно всегда быть на связи. Поэтому мы и выбрали именно этот формат общения – самый доступный и популярный. Во-первых, география и страноведение, которые я преподаю, предполагают работу с наглядными пособиями, в частности с картами, фотографиями. Я должна и хочу не только рассказывать и показывать, мне нужно видеть ответную реакцию, иметь возможность сразу ответить на вопрос, поправить неправильно произнесенное слово, да очень много важных мелочей, вплоть до артикуляции при разговоре. Ведь, не забывайте, эти студенты только знакомятся с нашей страной и с русским языком! И, конечно, есть еще и психологический момент – мы должны чаще видеться, именно видеться, чтобы привыкнуть друг к другу и лучше друг друга узнать.

Интроверты – «за», 
экстраверты – «против»
А как чувствуют себя на «дистанционке» студенты? Мы попросили их назвать плюсы и минусы дистанционного обучения, и вот что получилось:
ПЛЮСЫ
- Я теперь никуда не опаздываю! Раньше никогда вовремя на первую пару не приходил, пока доберешься из Чегема… Час пик, все стоит, все злые, я в универ и сам к первой паре всегда приезжал злой и поздно. А сейчас – красота же! Никуда спешить не надо, можно долго спать, а лекцию потом в записи послушать.
- Оказывается, можно учиться так уютненько – сидишь себе в пижаме, слушаешь лекцию и чай пьешь.
- Не все преподаватели могут посещение отмечать, а значит – свобода! Те занятия, которые мне не интересны, вообще могу игнорировать.
- Учусь когда хочу, а не строго «с девяти до трех», лично мне это позволяет рациональнее использовать свое время.
- Я элементарно два с половиной часа в день на дорогу в университет и обратно не теряю! 
- Я интроверт и «дистанционка» для меня самое то! Просто дайте мне ссылки на хорошие статьи и лекции по русской и зарубежной литературе и оставьте в покое.
МИНУСЫ
- Переживаю за то, как теперь набирать рейтинг, как будут ставиться баллы…
- В аудитории мое внимание держит преподаватель, и я не могу позволить себе отвлекаться, а дома еще как могу! 
- Я себе уже столько «завтраков» накопил! Каждый день почти говорю: а эту лекцию я завтра посмотрю, и эту завтра прочитаю, и эту тоже… Уже столько накопилось, а я все откладываю… Я не самоорганизованный, мне трудно учиться, когда я «сам себе контролер».
- А я просто по однокурсникам скучаю… И по преподавателям…
- Как мне, например, «по интернету» с преподавателем схемы паять? Есть немало таких моментов, когда присутствие рядом преподавателя просто необходимо!
- Я вообще зачем в универ поступал, чтобы дома сидеть?! Мне не только учиться, мне и общаться надо! В универ на полчаса придешь – всех друзей увидишь, а где я их теперь вместе соберу?
- Это первокурсникам нормально, у них еще много времени впереди – нагонят. А у меня – диплом на носу, у меня куча вопросов к своему научному руководителю, и желательно их не в чате разбирать. Что теперь с защитой дипломов-то будет? Как думаете, могут ее тоже перенести на более поздний срок? 

Гюльнара Урусова, фото автора.

Свежие номера газет Советская молодежь


18.03.2020
12.03.2020
04.03.2020
27.02.2020